Душа. Симфония для Библии.

душа

В Библии слово "душа" упоминается в 255 стихах.
Другие формы слова : дух, будут, душу, человека, есть, душа, человек, человеку, будете, люди, человеками, человеков, сердца, сердце, существо, людей, людям, людьми, будь, грудью, груди, уме, человеком, суть, сердцу, будучи, главного, главный, главу, главном, души, будьте, душ, стань, людях, быв, сердцем, грудь, соли, солью, соль, станут, станете, главы, главе, главные, душе, главами, душах, стать, главою, ума, станьте, нравом, главным, ум, глав, содержание, человекам, содержания, главам, глава, главному, умом, став, содержании, душами, чувство, человеке, сердцах, человеки, грудей, склад, руководителя, главное, становись, сущность, чувств, руководитель, природу, природе, характер, нравы, сердцам, становятся, главная, чувством, руководителями, душам, становитесь, склады, чувства, нравам, сердцами, грудях, существа, естества, становясь, сердец, человеках, главах, естество, естеством, природою, уму, природа, умы, существе, чувстве, нрав.

Быт 1 : 30
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
Быт 12 : 13
скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
Быт 17 : 14
Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
Быт 27 : 4
и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
Быт 27 : 19
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
Быт 27 : 25
Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
Быт 27 : 31
Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
Быт 32 : 30
И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
Быт 34 : 3
И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.
Быт 35 : 18
И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.
Быт 44 : 30
Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его,
Быт 49 : 6
в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
Исх 12 : 15
Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
Исх 12 : 19
семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той.
Исх 15 : 9
Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.
Исх 30 : 38
кто сделает подобное, чтобы курить им, [душа та] истребится из народа своего.
Исх 31 : 14
и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
Лев 2 : 1
Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана,
Лев 4 : 2
скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать;
Лев 7 : 20
если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего;
Слово Душа найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ДУША ж. душ м. франц. холодные обливанья, обдача струей воды.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш – «дышащая», «воздыхающая»; в Синодальном переводе это слово (так же как и руах – дух) иногда передается как «дыхание» (ср. Иер 15:9; Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:

1) из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу → жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;

2)а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. → Тварь) — как человека, так и животного (ср. Быт 1:20; Быт 2:7,19; Быт 9:10; Лев 17:11), — причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Таким образом, слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21; Быт 46:15; Чис 5:6; Иез 13 и след.; см. также Быт 27:4,19,25,31; Чис 11:6; Ис 42:1; Плач 3:24). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Пс 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4; Пс 21:21). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Быт 5:1,4; в Синодальном переводе — «если кто...»). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Лев 19:28; Лев 21:11; Лев 22:4; Чис 6:6; Чис 9:6; в Синодальном переводе — «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует;

в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (→ Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Пс 18:8; Пс 22:3), «хранить души» (Пс 96:10) или «сохранить душу» (Пс 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», которое показано с помощью обычного в библ. языке «параллелизма» — повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9; ср. Пс 41:3; Притч 10:3; Притч 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7; Иер 31:25) или подкрепляется (Плач 1:11,19), постится (Пс 68:11), отвращается (Чис 21:5; Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Пс 72:26; Пс 83:3; Откр 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17–19; Иов 10 и след.; ср. 1Цар 28:11 и след. о Самуиле);

3) целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 3Цар 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10; Иез 18:4). Он может взять Д.­жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Нав 9:24; в Синодальном переводе — «жизнь»; ср. Иез 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс 55:7). Таким образом, утрата души — это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Чис 23:10; Суд 16:30), ее истребляют (Быт 17:14), обрекают на смерть (Суд 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17; в Синодальном переводе — «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5; Пс 33:23; Пс 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 3Цар 17 — «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение «воды дошли до души моей» (Пс 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иер 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Быт 35:18), а в Пс 140:8; Ис 53 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синодальном переводе это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш) считалась кровь (Быт 9 и след.; Лев 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. «голос крови» (Быт 4:10). Другое библ. название Д. — нешама, т.е. «дающая дыхание». Согласно этому понятию, при сотворении человека Д. была «вдунута» в него Богом (Быт 2:7, в Синодальном переводе — «дыхание жизни»); Д. является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притч 20:27, в Синодальном переводе — «дух»). Д. также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов 33:4). Именно нешама, согласно древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;

4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», которое будет иметь то же значение. Д. страдает (Быт 42:21), томится и радуется (Пс 83:3; Пс 85:4), мучается (Ис 53:11), любит (Быт 34:3; Песн 3:1–4), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3; Пс 93:19), Д. проявляет желания (Втор 12 и след.; Мих 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2; Пс 41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2). Д. порой скорбит (Пс 118:81; в Синодальном переводе — «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов 30:16), Д. изливают пред Господом (1Цар 1:15). Иногда Д. мыслит («говорит», 1Цар 20:4; в Синодальном переводе — «желает»), сознает (Пс 138:14) и волеизъявляет (Быт 23:8; в Синодальном переводе — «вы»);

5) если Д. обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16, евр. нешамот; в Синодальном переводе — «дух и всякое дыхание»; Иер 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30; Пс 18:8; Пс 93:19); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3; Пс 62:2), томится по Нему (Пс 83:3), теряет покой (Плач 3:17), с Богом же она радуется (Ис 61:10) и утешается (Пс 76:3; Пс 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Втор 4:29) и любить Его (Втор 6:5; Втор 10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1,22; Пс 103:1,35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Нав 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ:

1)а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греческое псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10; Откр 8:9) и означает саму жизнь (Мф 2:20; Мф 20:28; Ин 10:11,17; в Синодальном переводе — «жизнь»; Деян 15:26; Рим 11:3), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20). Человек может любить свою Д. (Откр 12:11) или ненавидеть ее (Ин 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25; Лк 12:22; Деян 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41: «душ около трех тысяч»; 1Пет 3:20; ср. Мк 3:4; 1Кор 15:45: «душа живущая»); слово Д. также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деян 2:43; Рим 13:1); б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38; Ин 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43; Рим 2:9), раздражается (Деян 14:2; в Синодальном переводе — «сердца»), колеблется (Деян 15:24) и мучается (2Пет 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. Лк 12:19; Откр 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14; Ис 42:1), говорится о душе Божьей (Мф 12:18; Евр 10:38);

в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (Мф 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над которой не властна смерть (ср. → Жизнь, II). В этом смысле Д. — это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30; Лк 10:27; Еф 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его Д. (Мф 10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д. (Мф 16:26), которая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11; 2Пет 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21; Иак 5:20; ср. 1Пет 1:9). Бог — Создатель Д. (1Пет 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2Кор 1:23), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22). Христос — ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25), желающий дать ей покой (Мф 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (2Кор 12:15; Евр 13:17; 3Ин 1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35;

2)а) Д. отличается от духа [греческое пневма] (1Фес 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4 говорится о разделении Д. и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1 и след.); б) о различии между Д. и духом говорится и в 1Кор 15:44 и след., где Д. обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1Кор 15:45). «Духовный» и «душевный» в данном случае — синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из которых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором — «из праха земного» (Быт 1:26,27; Быт 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить себе Д. и властвовать над ней (1Пет 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов — врагом (Флп 3 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое → возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (1Кор 2:14; ср. Ин 14:17);

3) о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Откр 20:12,13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис 14:9–11; Лк 16:22,23; → Ад, преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) → суд по → Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43; ср. Флп 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согласно ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (ср. → Воскресение).

Словарь Геце :

Значение слова.

Как для обозначения «духа», так равно и «души» соответствующее греческое и древнееврейское слово значит, собственно, «дуновение».

В употреблении слово «душа» передает различные понятия, не всегда резко разграниченные; в общем различаются следующие:

Душа есть носительница жизни, т. е. того, что делает живым существом как человеческий, так животный организм; в этом смысле слово «душа» значит то же, что «жизнь». Быт 2:7; Ис 57:16; Деян 20:10; Исх 12:15; Пс 25:9, Пс 15:10; Быт 19:17; Нав 11:11.

Затем душа есть то, что составляет своебразие человека, отличая его от других людей; в этом смысле слово это означает «личность». Чис 5:6: «эта душа» — эта личность. 1Пет 3:20; Пс 120:7 («твою душу — тебя»).

Сюда относится также замена словом «душа», слов «раб», «слуга»: Быт 12:5. Лев 22:11.

В более узком смысле душа есть орган чувствования, ощущений и настроений, иногда умственных способностей. Пс 22:3, Пс 18:8, Пс 83:3; Быт 42:21; Пс 41:6; 2Цар 4:27; Пс 106:5, Пс 40:5, Пс 61:6, Пс 41:3, Пс 129:5; Мф 11:29; Притч 10:3; Втор 6:5; Иер 31:25.

Понятие о душе переносится в Писании и на Бога. Ис 1:14. Иер 14:19. Евр 10:38.

О душе, как органе познавания и мышления, говорится тогда, когда в ее проявлениях большую роль играет чувство: Пс 138:14, Пс 102:2. Втор 4:9.

Взаимоотношение души и (человеческаго) духа.

Разрганичение обоих не так просто и легко потому, что обе эти сферы относятся к внутренней жизни, движения которой изменчивы и переходят одно в другое. Однако можно сказать, что к душе относятся движения непосредственных ощущений, к духу — те, которые основаны на обсуждении. Это можно видеть из некоторых сопоставлений. Мф 26:38, — зато Ин 13:21. — сравните: Лк 10:21. Пс 106:26, зато Пс 50:19, Пс 18:8 — зато 1Кор 16:18. Лк 12:19 — зато 2Кор 2:13.

У Лк 1:46 оба понятия соединены в одном предложении: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем»... Зато они, повидимому, резко разграничены в Евр 4:12: «Слово Божие ... проникает до разделения души (желания, связанные с землею) и духа (мысли, направленные на небесное)».

Ценность души: Мф 16:26; Пс 118:109; 1Пет 2:11; Иак 1:21; Иак 5:20; Пс 96:10.

Судьба души: Лк 12:20; Пс 103:29; Лк 16:23, Лк 23:43; Пс 15:10; Рим 2:9

Бог

Сотворил душу Быт 2:7; Еккл 12:9; Ис 42:5, Ис 57:16; Иер 38:16; Зах 12:1; Деян 17:28; 1Кор 15:45.

Держит в Своей власти душу всякого человека. Иов 12:10. Иез 18:4. Дан 5:23.

Возвращает к Себе душу, которую Он же дал. Иов 27:8, Иов 34:14; Еккл 12:9; Лк 12:20.

Один только может погубить душу Мф 10:28. Лк 12:5.

Называется Богом и Отцом духов. Чис 16:22, Чис 27:16; Евр 12:9.

Иисус Христос есть Пастырь душ. 1Пет 2:25.

Душа имеет более цены, чем весь мир. Пс 48:8. Мф 16:26. Мк 8:36, 37. Лк 9:25.

Грех — гибель для души Чис 16:38; Притч 6:32, Притч 8:36; Иез 18:4, 20; 1Пет 2:11.

Доказательства бессмертия души 1Цар 28:11−15; Мф 8:11, Мф 17:3, Мф 17:4, Мф 22:31, Мф 22:32; Мк 9:4, 5; Лк 9:30−33, Лк 13:28.

Бог

Искупил души верных. Иов 33:28; Пс 33:22, Пс 48:15, Пс 70:28.

Хранит душу Пс 85:2, Пс 96:10, Пс 120:7.

Избавляет душу от скорби. 2Цар 4:9; Пс 34:3.

Оживляет душу Пс 65:9, Ис 55:3.

Освящает душу 1Фес 5:23.

Наставляет на путь душу Пс 22:3, Пс 106:9. Ис 55:2. Иер 31:14, 25.

Веселит душу Пс 85:4, Пс 93:19.

Дает покой душе Пс 93:19, Пс 115:7. Иер 6:16. Мф 11:29.

Душа верных должна

Заботливо хранить себя в правде. Втор 4:9; Нав 23:11; Притч 16:17.

Убегать от пути злых. Быт 49:6.

Упражняться в терпении. Лк 21:19.

Надеяться на Бога. Пс 32:20, Пс 61:5, Пс 129:5.

Возвышаться к Богу. Пс 62:8.

Благословлять Бога. Пс 102:1, Пс 102:2, Пс 102:22, Пс 103:1, Пс 118:175.

Радоваться в Боге. Пс 33:2, Пс 62:1, Пс 83:2. Ис 26:8.

Находиться в руках Божиих. Пс 30:5. Деян 7:59.

Мы должны

Любить Бога от всей нашей души Втор 6:5, Втор 13:3, Втор 30:6. Мф 22:37. Мк 12:30. Лк 10:27.

Служить Богу от всей нашей души Втор 10:12, Втор 11:13, Втор 30:2; Нав 22:5; Пс 118:129.

Искать Бога от всей нашей души Втор 4:29; 1Пар 22:19; 2Пар 15:12; Пс 62:8; Плач 3:25.

Обращаться к Богу от всей нашей души Втор 30:10; 3Цар 8:48; 2Пар 6:38.

Молитесь о спасении вашей души Пс 40:4.

Пребывайте в вере ко спасению вашей души 1Пет 1:9; Евр 10:39.

Слово Божие есть орудие для обращения души Пс 18:7; Ис 55:2, 3; Иак 1:21; Евр 4:12.

Надежда на Христа есть якорь души Евр 6:19.

Тот, кто хранит заповеди, хранит свою душу Притч 19:16. Иез 18:27.

Тот, кто хочет спасти свою душу, или свою жизнь, — погубит ее и проч. Мф 16:25, Мф 10:39. Мк 8:35. Лк 9:24, Лк 17:33. Иоан.

12, 25.

Обязанности священнослужителей по отношению к душе Притч 11:30. Иез 3:17−21, Иез 33:2−9. Деян 14:22. Евр 13:17.

Кто приобретает душу, тот мудрец. Притч 11:30. Иак 5:20.

Ложные учители оболщают души Деян 15:24; 2Пет 2:14.

Душа злых услаждается грехом. Притч 21:4. Ис 66:3.

Душа злых будет наказана. Притч 13:2. Ис 3:9. Иез 18:4.

Нечестивые и безумные

Отвергают бессмертие души Пример. 2Фес 2:3.

Словарь Вихлицкого :
Чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт-ного духа, который нельзя убить (Мф 10:28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа (Деян 4:32) или просто личность, человек (Иез 27:13; Деян 2:41; Откр 18:13). (см. человек)
Словарь Никифорова :
Человеческая. Сотворив первого человека Адама из земли. Бог вдунул в него дыхание жизни, т.е. душу, существо духовное и бессмертное (Быт 1:26-27). По смерти человека душа возвращается к Богу, Который дал ее (Еккл 13:7).
Словарь Нюстрема :
евр. нефеш. Это слово встречается в различных значениях, которые важно отличать друг от друга.

1) Словом душа обозначается физическая жизнь с природными чувствами и побуждениями; так, водные животные в Быт 1:20 называются душою живою; также сказано, что Ирод искал души Младенца, т.е. Его жизни (Мф 2:20). В этом значении о душе говорится, что она нуждается в пище и питье (Лк 12:19).

2) В высшем значении слово душа обозначает бессмертное в человеке, его вечное существо, которое нельзя убить. О душе в первом значении, как жизни тела, идет речь, когда говорится, что душу можно погубить (Мк 3:4); о душе в последнем значении, как противоположность телу, Христос говорит, что она не может быть убита (Мф 10:28). Оба эти значения соединены там, где говорится о сбережении и потере души (Мф 10:39, Лк 9:24, Ин 12:25).

3) Далее, нужно заметить значение слова в тех местах, где оно выражает характер сердца, желание, склонность и прочее, как, напр., в Деян 4:32 «одно сердце и одна душа»; (срав. Флп 1:27 и проч.

4) Наконец, слово душа обозначает личность, напр., в Лев 1:2 «Если какая-либо душа захочет принести жертву Господу и т.д. (евр. и также «три тысячи душ» Деян 2:41); изредка это слово обозначает рабов (Быт 12:5, евр., Откр 18:13). О духе и душе (1Фес 5:23, Евр 4:12, Срав. «Дух 2»).