Метрика
Дух. Симфония для Библии.
Загрузка

дух

В Библии слово "дух" упоминается в 296 стихах.
Другие формы слова : дух, будут, душу, есть, душа, дыхание, будете, силы, сердца, сердце, существо, благоухание, врагов, будь, обычаю, уме, суть, запах, силами, сила, сердцу, будучи, главного, главный, главном, души, будьте, душ, силу, силою, врага, враг, быв, врагом, сердцем, врагами, благовония, соли, солью, соль, течения, обычаям, течение, враги, благоухания, врагам, силах, главные, душе, душах, ума, врагу, смысла, сил, силом, силе, обычай, главным, ум, благовониями, благовоний, содержание, мужество, дыхания, веяние, содержания, смысл, мужеством, главному, умом, течении, содержании, демон, демоне, душами, смелости, направление, смыслом, воздух, сердцах, призраку, главное, силам, сущность, благовоние, благоуханию, воздуху, воздухом, мужеству, дыханием, обычаев, воздуха, призраками, призрака, смысле, сердцам, главная, враге, врагах, зловоние, привидение, призрак, веяния, душам, направлению, течению, запаха, обычаи, воздухе, мужестве, зловония, сердцами, смелость, запахом, существа, сердец, благоуханием, смелостью, уму, обычая, умы, существе.

Быт 1 : 2
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Быт 6 : 17
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
Быт 7 : 16
и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].
Быт 35 : 29
И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его.
Быт 41 : 8
Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.
Быт 41 : 38
И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?
Быт 45 : 27
Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их,
Исх 35 : 21
И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд;
Чис 5 : 14
и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, --
Чис 5 : 30
или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, --
Чис 11 : 25
И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
Чис 11 : 26
Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.
Чис 14 : 24
но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее;
Чис 23 : 6
И возвратился к нему, и вот, он стоит у всесожжения своего, он и все князья Моавитские. [И был на нем Дух Божий.]
Чис 24 : 2
И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий.
Чис 27 : 18
И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою,
Втор 2 : 30
Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне.
Суд 3 : 10
На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну [против Хусарсафема], и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема.
Суд 6 : 34
И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним.
Суд 8 : 3
В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова.
Слово Дух найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Дух, Дух Божий, Дух Господень, Дух Святый (רוּחַ; Πνεῦμα; Spiritus; Духъ): Быт.1:2, 6:3. Исх.31:3, 36:31. Числ.11:17, 25, 27:18. Суд. 3:10, 6:34,11:29, 13:25. 2Цар.23:2. Неем.9:20, 30. Иов.33:4. Пс.32:6. Прем.1:7, 9:17. Ис.11:2, 44:3, 48:16, 59:21, 61:1, 63:10–11. Иез.11:5, 36:26–27, 39:29. Иоиль.2:28. Зах.7:12, 12:10. Mф.1:18, 20, 3:11, 16, 10:20, 12:28, 31–32, 28:19. Mк.1:8, 3:29, 13:11. Лк.1:16, 35, 2:25–26, 3:16, 22, 4:1, 12:10, 12. Ин.1:32–33, 3:6–8, 7:39, 14:17, 26, 15:26, 16:13, 20:22. Деян.1:2, 5. 8, 16, 2:4, 17, 18, 33, 38, 5:3, 7:51, 10:38, 44–45, 11:15, 19:2, 6, 20:28. 1Пет.1:2, 11–12. 2Пет.1:21. 1Ин.5:7. Рим.8:9, 11, 14, 16, 27, 9:1. 1Кор.2:10, 12:3–11, 13. 2Кор.13:13. Тит.3:5. и пр. и пр. – Слово «Дух» в Св. Писании употребляется в разных значениях:

Словарь Геце :

Дух человека.

От видимаго, телесного облика человека невидимый, духовный облик его отличается тем, что он есть самая сущность и, в то же время, жизненное начало человека. В нем две ступени: низшая, общая с животным (чувствование, волевые побуждения и способность сочетания идей), и высшая, духовная сущность с самостоятельным суждением, самосознанием и способностью размышлят о себе, давать себе отчет в своем внутреннем состоянии и направлять свои действия, принимая за них ответственность.

Эта духовная сущность определяется в Св. Писании (как в древнееврейском, так равно в греческом тексте) словом, обозначающим, собственно, «дуновение» или «дыхание» (также «ветер»), и выражающим понятие о чем-то невидимом, но живом. Эта истинная сущность человека внедрена в него Богом, вечносущим невидимым Духом, и покидает тело человека при смерти. Быт 2:7. Ис 42:5. Еккл 12:7. Пс 145:4. Деян 7:58. Лк 8:55.

Низшая и высшая ступени во внутренней жизни человека не всегда резко разграничены, так же как их обозначения «душа» и «дух», нередко переходя одно в другое, почти как синонимы. Однако первоначальное назначение высшей ступени состояло в том, чтоб управлять низшею и телом; это взаимоотношение нарушено грехом: Лк 1:46; 1Фес 5:22; но Евр 4:12. Иуд 1:19, где дословно значится: душевные, не имеющие духа. Рим 8:3.

Способности духа:

Сила суждения и самосознание: Пс 76:7; 1Кор 2:11.

Способность отличать добро от зла и делать выбор, соглашаясь с тем или другим. У Ис 7:15 пророк говорит о том времени, когда дитя «приобретает знание отвергать злое и избирать доброе». Пс 50:5. Рим 7:25.

Прежде всего дух человеческий способен, благодаря своему происхождению, возвышаться над видимым миром и стремиться к невидимому Богу. Ис 26:9. Пс 41:3.

Дух Божий.

Бог есть Дух Вечносущий, являющийся Первопричиной и Творцом всего живущаго: Ин 4:24; Пс 101:28, Пс 89:1, Пс 89:2. Быт 1:2; Пс 32:6, Пс 103:30; Ис 42:5; Иов 33:4. Деян 17:25.

Дух Божий проявляется больше всего в людях, которых делает Своими орудиями, либо временно для определенной цели, либо надолго для особого служения: Иов 32:8; Чис 27:38; 1Цар 16:13 (после того, как Самуил помазал Давида в цари); 1Цар 10:10 (временное действие Духа Божия).

Судьи Израиля также получали Духа Божия (Суд 3:10 — Гофониил; Суд 6:34 — Гедеон; Суд 11:29 — Иеффай и др.); но больше всех — пророки (Ис 59:21. Иез 11:5. Мих 3:8 и др.) и составители Св. Писаний (2Пет 1:21).

Божий план имеет в виду подготовить человечество к тому, чтобы все исполнились Духом Бога и стали, через это сродными Ему по существу детьми Его. Рим 8:14.

Это уже предсказано в Ветхом завете: Иез 36:26. Ис 44:3. Иоиль 3:1.

Бог осуществляет Свой план через ниспослание на землю Сына Своего, Который, в вечном духовном общении с Отцом, есть одно с Ним. Ин 10:30; 2Кор 3:17. Через искупительный подвиг Иисуса Духу Божию (святому Духу) открыт путь в сердца людей, верующих в Иисуса, как своего Спасителя. Господь Иисус прежде всего обещал Духа Святого Своим ученикам и ниспослал Его в день Пятидесятницы. Мф 3:11. Ис 11:2. Ин 3:34. Лк 4:18, Лк 24:49. Ин 14:16, 23. (Вместо «Утешителя» следовало бы перевести «Помощника»: пока с ними был Иисус, Он был их Божественным помощником; теперь Дух Святый в их сердцах должен являть им Отца и Сына) Ин 16:7. Деян 2:1.

Дух обновляет внутреннего человека.

Он есть самоотдача Божия, и отныне — таинственная сокровенная жизнь детей Божиих. Ин 3:5; 2Кор 5:17; Ин 3:8; Кол 3:3; Ин 14:17; 1Кор 2:14; Ин 6:63.

Дух есть свободный дар Божий; он может быть получен через покаянное с верою обращение к Иисусу, как к дарованному нам Богом Спасителю, с сердечною просьбой, на основании возвещенного нам слова (что и знаменует собою крещение). Еф 2:4; Деян 2:38; Тит 3:5; Еф 1:13; Деян 19:4−6, Деян 10:44; Гал 3:2; Лк 11:13; Деян 8:15−19.

Влияния Духа изображены внешними явлениями, сопровождавшими Его сошествие на учеников в день Пятидесятницы: огнем и вихрем (огонь светит и греет, но и сжигает; вихрь — признак огромной увлекающей силы).

В первое время христианства, кроме Апостолов, и отдельные члены церкви бывали одаряемы необычайными духовными способностями, впоследствии отнятыми (дар пророчества, исцеления больных, владение разными языками) 1Кор 12:1 и 1Кор 14:1.

Среди обычных в то время духовных даров следует прежде всего назвать внутреннее озарение, благодаря которому человек учится познавать Бога, Иисуса и засвидетельствованную Им Божественную истину. Ин 16:8−11, 13; 1Кор 2:10, 1Кор 12:3; Еф 1:17.

Дух производит в то же время очищение и освящение сердца в любви; человек учится творить волю Божию внутренним к этому побуждением и уже не связан внешним законом: Гал 5:16; Рим 8:2, Рим 4:10, Рим 5:5. — Другие плоды Духа см. Гал 5:22; 2Тим 1:7; Гал 5:18; 2Кор 3:17; Рим 7:6.

Дух направляет стремления и мысли в высь и укрепляет сердце в надежде. Еф 1:13; 2Кор 1:22; Рим 8:11, Рим 15:13.

Итак Дух является живою связью, соединяющею нас с Богрм и скрепляющею Церковь Божию в мире: Еф 2:18, Еф 4:3. Флп 2:1 и 2Кор 13:13.

Насколько славен и неизмеримо велик дар Святого Духа, настолько велика вина того, кто противится действующему в нем Духу или даже возстает против Него с хулою: 1Фес 4:8. Деян 7:51. Мф 12:32. Деян 5:3. (Анания и Сапфира.) Евр 6:4.

Если в Откр 1:4 говорится о семи духах, находящихся пред престолом Божиим, или в 1Кор 14:32 — о «духах» пророческих, то это не значит, что Дух Божий разделился: множественность указывает лишь на разнообразие действий и даров Духа; но Дух один и тот же, производящий все во всех. 1Кор 12:4.

Словарь Вихлицкого :
Сущность, первопричина и главная действующая сила всего сущего (Иов 34:13-15). Дух человеческий (1Кор 2:11), который иногда понимается как душа, отличается от нее (1Фес 5:23) и стоит выше нее, ибо только он один способен соединяться с Духом Божиим (Рим 8:15-16; 1Кор 6:17). Словом дух также определяются и духовные силы человека (2Тим 1:7), которые различаются в верующих (Еф 1:13) и в сынах мира сего (1Ин 4:6; Рим 11:8). Все Ангелы есть служебные духи (Евр 1:14), среди которых есть злые (Лк 7:21). (см. также Ангел, сатана)
Словарь Никифорова :
Вообще слово дух в Свящ. Писании употребляется в различных значениях: так например в значении ветра, веяния воздуха, — тихого или бурного (Быт 8:1-8, Еккл 11:5, Ин 3:8), иногда в значении жизненного дыхания, как начала низшей, животной жизни (Быт 6:17, Быт 7:15 и др., Еккл 3:21). Иногда этим словом обозначаются духи бесплотные, одаренные умом, волею, могуществом (Деян 22:8, Еф 2:2. Евр 1:14), иногда души человеческие (Быт 2:7, Еккл 12:7, Рим 3:10 и др.), иногда существо Божие, духовная природа Божия, со всеми ее существенными свойствами (Ин 4:24); иногда, наконец различные дарования, служения и действия от Духа Божия (Быт 41:38, Чис 11:25, 2Пет 1:21 и др.) и, особенно благодатные дары, совершающие новую жизнь в человеке, и служащие к его освящению и спасению (Ин 3:5-8, Деян 2:38, Рим 8:2, 1Кор 2:12-14, 1Тим 3:4-7 и др.)
Словарь Нюстрема :
евр. руах.

1) Дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных (Иов 12:10, Иов 27:3, Пс 134.17, Еккл 3:19, Еккл 3:21, Еккл 12:7); «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял дух ее и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:14, Иов 34:15). В этом смысле говорится об испускании духа (Мф 27:50). «Тело без духа — мертво» (Иак 2:26). В вышеприведенных местах слово дух обозначает почти то же, что и душа только в низшем ее значении, напр, «душа живая» в Быт 1:20, Быт 1:24.

2) Бессмертный дух у человека, благодаря которому он чувствует, думает и хочет, «дух человеческий, живущий в нем» (1Кор 2:11), в противоположность плоти или телу (Кол 2:5, 1Кор 6:20, Рим 8:10). В этом значении иногда дух обозначает то же, что и душа в собственном значении этого слова, срав. Ин 12:27 — «Душа Моя теперь возмутилась» с Ин 13:21 «Иисус возмутился духом». Срав. 1Кор 5:5, 1Пет 4:6, где говорится о спасении духа с 1Пет 1:9, где говорится о спасении души и двоякое выражение радости Девы Марии у Лк 1:46, Лк 1:47. Но более внимательное изучение этих и им подобных мест показывает различие между душой и духом, что ясно вытекает из 1Фес 5:23 и Евр 4:12, а именно, что душа есть сама личность, а дух — та внутренняя глубина существа, в которую проникает душа. Лютер говорит, что дух — самое высшее и благое в человеке и что, благодаря ему, человек в состоянии объять невидимое и вечное (Бог, вечная жизнь и т.д.) — короче — тот дом, в который вселяются вера и слово Божие.

3) Духовное существо «дух без костей и плоти» (Лк 24:39). В самом высоком значении это говорится о Боге: Бог есть Дух и Отец духов, Ин 4:24, Евр 12:9. Далее, здесь подразумевается личность, отделенная от тела (Евр 12:23), «духи» в темнице (1Пет 3:19) и, наконец, ангелы, добрые и злые (Евр 1:14, Деян 23:8, Лк 7:21, Лк 8:2).

Дух Божий. Дух Святой, Который вначале носился над водою (Быт 1:2) и затем действовал в слугах Божиих среди Израиля (Чис 11:17, Чис 11:25, Чис 11:29, Ис 61:1, Ис 63:10-14), Который безмерно сошел на Иисуса (Ин 3:34); Утешитель, Дух истины, Который исходит от Отца (Ин 15:26) по ходатайству Сына и во имя Его (Ин 14:16, Ин 17:26, Лк 24:49), Который излился в день Пятидесятницы (Деян 2:33) и Который все еще запечатлевает верующих (Еф 1:13, Еф 4:30). По существу Он один, но различен в своих проявлениях, отчего и говорится «о семи духах Божиих», которые стоят перед Его престолом (Откр 1:4, Откр 4:5, Откр 5:6, Срав. Зах 3:9, Зах 4:6, Зах 4:10).

4) Духовный дар, духовная сила, духовная жизнь, «рожденное от духа есть дух» (Ин 3:6). Согласно этому, говорится о духе пророчества, духе мудрости, духе молитвы, духе силы, любви и целомудрия (2Тим 1:7), «о духе усыновления» (Рим 8:15) и т.д. Иногда в Писании Дух Божий не различается от тех даров, которыми Он наделил верующих, (срав. Чис 11:17, Чис 11:25, Чис 11:29). Мы имеем вернейшее обетование о том, что Св. Дух дается всем просящим Его (Лк 11:13), а также не менее серьезные предупреждения: «не оскорбляйте Св. Духа Божия» (Еф 4:30), «Духа не угашайте» (1Фес 5:19). Наоборот, сказано: «возгревай дар Божий, который в тебе» (2Тим 1:6). «Запечатление духом» называется дар Духа Св., который имеют верующие (2Кор 1.22, 2Кор 5.5, Еф 1:3, Еф 4:30). Срав. «Залог». С другой стороны, в детях мира сего действует другой дух, противоположный духу Божию (Еф 2:2): дух рабства Рим 8:15), дух усыпления (Рим 11:8), дух боязни и заблуждения (2Тим 1:7, 1Ин 4:6).

Относительно многообразия тех духов, которые с различных сторон стремятся воздействовать на верующих, нужно иметь дар различения духов, о чем говорится в 1Кор 12:5, 1Кор 12:10. Совет «испытывать духов» находится в 1Кор 14:29, 1Ин 4:1, 1Фес 5:21.

5) Дух немощи (Лк 13:11), злой дух, который проявлял свою силу над душою и телом скорченной женщины до тех пор, пока Господь не освободил несчастную (Лк 13:16).