Евангелие. Симфония для Библии.

евангелие

В Библии слово "евангелие" упоминается в 19 стихах.

Мф 4 : 23
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Мф 9 : 35
И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Мф 24 : 14
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Мф 26 : 13
истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Мк 1 : 14
После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
Мк 1 : 15
и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
Мк 13 : 10
И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
Мк 14 : 9
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
Мк 16 : 15
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Деян 8 : 25
Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Деян 14 : 21
Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
Деян 20 : 24
Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
1Кор 9 : 14
Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
1Кор 9 : 18
За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
1Кор 15 : 1
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2Кор 10 : 16
так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
2Кор 11 : 7
Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие?
Гал 1 : 11
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
Откр 14 : 6
И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
Слово Евангелие найдено в следующих словарях:
Словарь собственных имен :

Евангелие (Ἐυαγγέλιον = благая, радостная весть, благовестие; Evangelium; Евангеліе): Мф.4:23, 9:35, 24:14. Mк.1:1, 14–15, 8:35, 10:29, 13:10, 14:9, 16:15, Деян.8:25, 15:7, 20:24. Рим,10:15–16, 1Кор,4:15, 9:14, 18, 15:1. и др. – Слово это, вообще означая благовестие или благую и радостную весть, частнее, в христианском смысле, означает благую и радостную весть о Христе Спасителе и о нашем чрез Него спасении. Такое благовествование первоначально происходило устно, и в этом смысле, т. е. в смысле изустной проповеди, слово Евангелие употребляется в самом Священном Писании, как видно из указанных текстов. После, когда апостолы, не ограничиваясь устным проповедание о Христе, стали письменно излагать историю о Христе и Его жизни и учении, слово Евангелие стало означать частнее письменную проповедь апостолов о Христе, и именно исторические писания или книги о жизни, делах и учении Христа Спасителя. Таких книг апостольских Церковью принято четыре, которые и внесены в канон книг Нового Завета, и именно: от Матвея – из 12-ти ап., от Марка – из 70-ти, спутника Петра, от Луки – также из 70-ти, спутника Павла, и от Иоанна – из 12-ти (См. о кажд. в своем месте). О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют: а.) Непрерывное церковное предание о них от времен апостолов. На это предание указывают древние писатели, как на непререкаемое доказательство их подлинности. – б.) Места, приводимые из этих Евангелий мужами апостольскими, как то: Варнавой, Климентом Римским, Игнатием Антиохийским, Поликарпом Смирнским, которые непосредственно обращаюсь с самими апостоломи.– в.) Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со второго века, напр. Папия, еп. Иерапольского, Иустина Философа († 163 г), Иринея, еп. Лионского, Тертуллиана Карфагенского, Оригена, Климента Александрийского, и других. – г.) Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков второго века – Мариона и Валентина, и язычника Цельса, которые не отвергали их подлинности, но не принимали по своим еретическим воззрениям или давали им свое особенное толкование, или, как Цельс, не восставая против их подлинности, издевались только над содержащимся в них учением. – д.) Во втором веке уже известны были, переводы священных книг: сирский, называемый Пешито, древний италийский, употреблявшийся Римской Церковью, еще до Иеронима (сн. предисл. к Вульгате), в которых помещены только четыре Евангелия, как священные и несомненно подлинные, какие мы имеем ныне. – е.) Наконец, отцы и учители Церкви 3-го и последующих веков, как в своих писаниях, так и на Соборах, единогласно и единодушно утверждали и утвердили, что подлинных, апостолами написанных Евангелий, только четыре, а прочие все (каковы, наприм., от египтян, от 12-ти ап., от Петра, от Фомы, от Матфия, от Иакова, Никодима, евреев) были Церковью отвергнуты, как неподлинные, апокрифические, неканонические. См. Кн. Прав. Св. ап., Соб. и Отц. Сн. Церк. Ист. Евс. К. 3. гл. 24 и 25. Арх. Мих; о Еванг. по поводу кн. Ренана и Толк. его Еванг. Арх. Мав. Введ. в Прав. Бог. 1847 г. § 116–118. Zell. 1 р. 343–347. Библ. Слов. Верх. Т. 1. стр. 561–578.

Толковый словарь Даля :
ЕВАНГЕЛИЕ ср. учение Господа о Царствии Божием, благовестие, первая и главнейшая часть Нового Звета, состоящего из четвероевангелия, посланий апостольских и апокалипсиса. Слово Божье о жизни, деяниях и учении Господа нашего Иисуса Христа. Евангельский, содержащийся в Евангелии или согласный с ученьем его. Евангелический, то же, употреб. лютеранами о своем исповедании, по мнению их согласному с Евангелием. Евангелист м. каждый из четырех Апостолов, написавший Евангелте.
Словарь Геце :

Евангелие есть благая весть о спасении. Ис 52:7; Лк 2:10, 11; Рим 10:15; 1Кор 15:1−3; 1Тим 1:15.

Евангелие предвозвещено пророками. Ис 9:1, Ис 9:2, Ис 40:9, Ис 41:27, Ис 52:7, Ис 61:1−8; Мф 4:16; Лк 4:17−19; Рим 1:1, Рим 1:2, Рим 10:15.

Евангелие есть

Сила Божия ко спасению. Рим 1:16; 1Кор 1:18; 1Фес 1:5.

Слово спасения. Деян 13:26.

Слово благодати. Деян 14:3, Деян 20:32

Слово примирения. 2Кор 5:19.

Вечное. 1Пет 1:25. Откр 14:6.

Славное. 2Кор 4:4; 1Тим 1:11.

Истина. 2Кор 6:7; Гал 2:5, Гал 3:1, Гал 5:7; Еф 1:13; Кол 1:5; 1Тим 2:4.

Евангелие проповедует

Благодать Божию. Деян 14:3, Деян 20:32.; Кол 1:5, 6.

Жизнь и бессмертие. 2Тим 1:10.

Познание славы Божией. 2Кор 4:4, 6.

Евангелие дарует

Надежду небесного наследия. Кол 1:5, 23.

Мир. Лк 2:10, Лк 2:14; Еф 6:15.

Обилие благословения. Рим 15:29.

Евангелие предвозвещено прежде Аврааму. Быт 12:3, Быт 22:18, Быт 26:4; Деян 3:25; Гал 3:8.

Евангелие проповедано

Сначала Иудеям. Мф 10:6. Лк 24:47. Деян 3:26, Деян 11:19, Деян 13:26, Деян 13:46.

Всем народам. Мф 24:14, Мф 28:19; Мк 13:10, Мк 14:9; Деян 19:10; Рим 10:18; Гал 2:2; Кол 1:6; Откр 14:6.

Всей твари. Мк 16:15; Откр 1:23.

Бедным. Ис 29:18, 19; Зах 11:7, 11; Мф 11:5; Лк 4:18, Лк 7:22.

Евангелие проповедано Иисусом Христом. Мф 4:23, Мф 9:35, Мф 11:5; Мк 1:14; Лк 7:22, Лк 20:1.

Евангелие проповедано апостолами. Мк 14:9; Деян 14:7; Рим 1:15, Рим 15:19; Гал 4:13; Еф 6:19; 1Фес 2:9.

Апостолы получили от Иисуса Христа власть проповедывать Евангелие Мф 10:6, Мф 28:19; Мк 16:15; Деян 20:24; Рим 1:1; 1Кор 1:17, 1Кор 9:17; Гал 1:11, 12; 1Тим 1:11, 12.

Апостолы избраны были Богом для проповедания Евангелия Деян 15:7; Рим 1:9; 2Кор 5:19.

Евангелие должно быть проповедано по всей земле пред концом мира. Мф 24:14.

Евангелие должно быть принимаемо с верою. Мк 1:15; Флп 1:27; 1Тим 1:15; Евр 4:2.

верующие

Призваны ко спасению чрез Евангелие 2Фес 2:13, 14.

Спасены чрез веру в Евангелие 1Кор 1:18, 1Кор 15:1−3; Еф 1:13.

Родились в Иисусе Христе чрез Евангелие 1Кор 4:15.

Верующие должны

Участвовать в благовествовании Евангелия Флп 1:5.

Стараться не допускать уклонения от Евангелия 2Кор 11:4; Гал, 1:6, 7.

Быть покорными Евангелию 2Кор 1:13.

Вести себя достойно Евангелия Флп 1:27; Тит 2:10.

Избегать того, чтобы не быть препятствием Евангелия 1Кор 9:12.

Не стыдиться Евангелия Рим 1:16.

Пламенно защищать веру в Евангелие Флп 1:17, 27.

Жертвовать, когда нужно, своею любовью и своими благами для Евангелия Мк 10:29.

Жертвовать даже своею жизнью для Евангелия Мк 8:35. Деян 20:24.

Священнослужители должны проповедывать Евангелие

С дерзновением. Еф 6:19.

С ревностью и любовью. Рим 15:20; 1Кор 9:17; 1Фес 2:8.

Безвозмездно. 1Кор 9:18; 2Кор 11:7; 1Фес 2:9.

Проповедывать Евангелие есть необходимая обязанность. 1Кор 9:16.

Проповедующий Евангелие должен жить по Евангелию 1Кор 9:14; Гал 6:6.

Исповедание веры по Евангелию навлекает преследования. Мф 13:21; Мк 4:17; Флп 1:12; 2Тим 1:8.

Обетования тем, которые страждут за Евангелие Мк 8:35, Мк 10:29, Мк 10:30.

Преследования служат к большему успеху Евангелия Флп 1:12.

Евангелие есть безумие для погибающих. 1Кор 1:18.

Евангелие закрыто сатаною для погибающих. Мф 13:19; Мк 4:15; Лк 8:12; 2Кор 4:3, 4.

Лжеучители желают извратить Евангелие Гал 1:7.

Анафема тому, кто проповедует иное Евангелие Гал 1:8, 9.

Проповедь, исповедание Евангелия пред теми, которые отвергают его. Мф 10:14; Мк 6:11; Лк 9:5, Лк 10:11; Деян 13:51, Деян 18:6. Отвержение Евангелия Иудеями предсказано было. Ис 53:1; Ин 12:38; Рим 10:16.

Люди будут судимы по Евангелию Ин 12:48; Рим 2:16.

Страшное наказание тем, которые не повинуются Евангелию Мф 10:14, 15; Мк 6:11; Лк 10:11, 12; 1Пет 4:17; 2Фес 1:8, 2Фес 1:9, 2Фес 2:12.

Евангелие называется

Евангелием Бога. 1Пет 4:17; Рим 1:1; 1Фес 2:8.

Евангелием Иисуса Христа. Рим 1:9, 16; 2Кор 2:12; 1Фес 3:2.

Славным Евангелием Иисуса Христа. 2Кор 4:4.

Евангелием благодати Божией. Деян 20:24.

Евангелием славы. 1Тим 1:11.

Евангелием мира. Еф 6:15.

Евангелием Царствия. Мф 4:23, Мф 9:35, Мф 24:14. Мк 1:14.

Евангелием спасения. Еф 1:13.

Тайной Иисуса Христа. Еф 3:4.

Новым Заветом. Евр 9:15.

Словом Божиим. 1Фес 1:13.

Словом Иисуса Христа. Кол 3:16.

Словом о кресте. 1Кор 1:18.

Словом веры. Рим 10:8.

Словом благодати. Деян 14:3, Деян 20:32.

Словом правды. Евр 5:13.

Словом примирения. 2Кор 5:19.

Словом о Царствии. Мф 13:19.

Словом спасения. Деян 13:26.

Словом истины. 2Кор 6:7. Еф 1:13. Кол 1:3.

Словом жизни. Флп 2:16.

Откровением тайны Иисуса Христа. Рим 16:25.

Законом совершенным и законом свободы. Иак 1:25.

Служением Духа. 2Кор 3:8.

Служением благодати Божией. Еф 3:2.

Служением оправдания. 2Кор 3:9.

Истиною, относящеюся к благочестию. Тит 1:1.

Учением о благочестии. 1Тим 6:3.

Словарь Вихлицкого :
(Греч. добрая весть, весть о спасении) — весть о Христе — Спасителе человеков, которого Бог обещал через множество пророков на протяжении всей истории человеческой. Евангелие — это вечная истина (Откр 14:6), открытая явно людям в личности Господа Иисуса Христа и неразрывно с Ним связанная (Мк 1:1; Мк 8:35; Мк 10:29), это весть о Царствии Божием, провозглашенная Самим Христом (Мф 4:23). В Евангелии возвещается о заключении Богом с людьми Нового Завета во Христе Иисусе и потому оно имеет характер и силу установления (1Пет 4:17; 2Кор 9:13; Гал 2:14).

Евангелием называется и каждая отдельная книга евангелистов (Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а также иногда в просторечии и все книги Нового Завета.

Четыре Евангелия (Святого благовествования) повествуют с различных точек зрения о земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учении. Три первых Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) называются синоптическими, ибо сходны во многих отношениях, Евангелие же от Иоанна отличается характером повествования от первых трех и во многих частях дополняет их (поскольку было написано значительно позже них). Евангелисты Матфей и Иоанн были из числа двенадцати, остальные два — Марк и Лука — из числа учеников Апостолов (первый — ап. Петра, второй — ап. Павла). Многие видят сходство между четырьмя Евангелиями и четырьмя животными (Иез 1:5-13; Откр 4:6-8), лица которых соответствуют тому характеру Христа, который наибольшим образом отражен в отдельных Евангелиях: в Евангелии от Иоанна — лицо Божие (орел), в Евангелии от Луки — лицо Истинного Человека (человек), в Евангелии от Марка — лицо Слуги (телец) и в Евангелии от Матфея — лицо Царя (лев). Евангелия были написаны: от Матфея — как полагают, вначале по-арамейски около 48 г. (но это маловероятно), а позже (около 58 г.) было переписано по-гречески; остальные три написаны сразу по-гречески: от Марка — около 55-58 г., от Луки — около 60 г. и от Иоанна — около 90 г. по РХ (об отдельных Евангелиях см. под соответствующим названием). (см. Библия, Новый Завет)
Словарь Никифорова :
(Мк 1:1 и др.) — слово греческое, значащее: благовестие, т.е. добрую, радостную весть. Евангелие составляют 4 книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными, так как они преимущественно составляют основание Нового Завета. О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют: Непрерывное со времен апостольских предание о них. Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как-то Варнавою, Климентом Римским и др. Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со 2-го века, например Иустина философа, Иринея Лионского и прочих. Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II века — Маркиана и Валентина и язычника Цельса, не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как например Цельс. Во 2м веке уже известны были переводы священных книг, как например Сирский (Пешито), древний Италийский, бывший в употреблении Римской церкви еще до Иеронима, в которых помещены только 4 Евангелия, как священные и несомненно подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви 3-го и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь 4, а все прочие (каковы например от Египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, Евреев и др.) отвергаются Церковью, как подложные, апокрифические, не канонические. О содержании каждого из Евангелий см. под именем: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Словарь Нюстрема :
(греч. слово), т.е. радостная весть.

Так называется, прежде всего, благая весть о спасении через Иисуса Христа, обетование «семени жены» (Быт 3:15), почему это последнее место Св. Писания можно назвать «первым Евангелием», на основании пророчества Ис 61:1, о котором Иисус сказал, что оно было исполнено в Его лице (Мф 11:5, Лк 4:18). В понятие «Евангелие» включили все богатое содержание, заключающееся в повествовании о спасающей божественной благодати во Христе (Деян 20:24, Рим 1:1-2, Мк 1:15), а также благовестие о Царствии Божием (Лк 16:16, Мф 4:23, Мф 9:35 и другие места). Христос — центр благовествования и, вследствие этого, Его личность и Евангелие иногда отождествляются (Мк 8:35, Мк 10:29). Когда ап. Павел говорит, что он проповедует Евангелие Христово, то это означает, что он проповедует то Евангелие, которое проповедывал Христос. Выражение вечное Евангелие» в Откр 14:6 означает, вероятно, благовествование о наступившем избавлении. Название «Евангелие», которое первоначально означало благую весть о Иисусе, впоследствии стало пониматься, как рассказ о Его земной жизни (Мк 1:1). Поэтому говорится о 4-х Евангелиях, т.е. 4 различных сборниках, где повествуется о жизни и деяниях Спасителя на земле. Сам Он ничего не писал, но ученики Его записали то, что Он говорил и делал.

За подлинность и достоверность четырех Евангелий говорят, во-первых, внешние свидетельства. Если мы начнем следить с конца второго века, то найдем заметки о четырех Евангелиях у Иринея, епископа Лионского, родившегося около 140 г. и претерпевшего мученическую смерть в 202 г. Юношей он учился у Поликарпа, ученика ап. Иоанна. В письме к Флорину, сохраненному Евсевием, Ириней с юношеской пылкостью сообщает свои воспоминания о личности и учении Поликарпа и о том, как он рассказывал о своей жизни с апостолом Иоанном и другими, которые видели Господа, «как он повторял их слова и что он слышал от них о Господе, Его чудесах и Его учении». «И все это» (что Поликарп принял от очевидцев), говорит Ириней: «согласно с Писаниями», т.е. евангельским повествованием. Ириней ясно говорит о четырех Евангелиях и даже представляет некоторые основательные доводы, почему их четыре. «Возможно ли», спрашивает Тишендорф, «что Ириней ни слова не слышал от Поликарпа о Евангелии Иоанна, и что он, несмотря на это, имел бы к нему (Евангелию Иоанна) безусловное доверие?»
Тертуллиан, пресвитер в Карфагене, умерший около 230 года, стойко защищает Евангелие от Луки, противопоставляя его подложному Евангелию, которое некий Марцион стремился распространить в общине. Тертуллиан указал на определенное мнение относительно этого в апостольских общинах: «То Евангелие от Луки, которого мы придерживаемся с его появления, принято, как подлинное и», добавляет он, «авторитет апостольских общин будет также защищать остальные Евангелия, которые мы также получили от них». Климент Александрийский, в ведении которого находилась катехизическая школа (где знакомили с истинами христианского учения), умерший около 220 года, дает те же определенные свидетельства о единомысленном признании общинами четырех Евангелий.
Кроме того, мы имеем замечательное свидетельство в письме от христианских общин в Лионе и Вьенне к «общинам в Азии и Фригии», где они рассказывают о тяжком гонении, которое пришлось им испытать около 177 г. В письме приводятся тексты из Евангелия от Луки и Иоанна. Это свидетельствует о том, что уже тогда эти Евангелия были признаны и приняты. В упомянутых общинах Франции в это время был епископом престарелый Потин, который претерпел мученическую смерть во время этого гонения. Ему было 90 лет, так что его сведения о Евангелиях восходят к первой четверти второго столетия, когда многие из знавших лично апостолов еще были в живых.

Кроме того, мы имеем непосредственные свидетельства более древнего происхождения. Иустин Мученик, родившийся в начале второго столетия, оставил после себя две апологии в защиту христианства и диалог (разговор) с евреем Трифоном; в этих книгах он приводит множество выдержек из Евангелий Матфея и Луки и несколько из Марка и Иоанна, в достаточной степени обнаруживающих его знакомство с этими Евангелиями. «Те мемуары (или записки)», говорит он: о которых я утверждаю, что они написаны Его (т.е. Господа) апостолами и их последователями»... «которые», говорит он в другом месте, «называются Евангелиями или одним общим именем Евангелие». Выдержки из Евангелий, которые он приводит, свидетельствуют о том, что он сам ими пользовался. Большинство из выдержек дословно соответствуют текстам четырех Евангелий, которые мы теперь имеем. Евангелие от Иоанна ему было известно, что видно из следующей выдержки: «Ибо Христос сказал: Если вы не родитесь вновь, вы никаким образом не можете войти в царство небесное; однако невозможно тем, которые однажды родились, вторично войти в утробу матери; это ясно каждому». (Апологетика). Очевидно, этот текст взят из Евангелия Иоанна Ин 3:3 и дал., не говоря уже о многих других выдержках.

В письме Диогнету (апологетическое сочинение, современное Иустину Мученику) встречаются выражения, которые взяты из Евангелий Матфея и Иоанна.

Обратимся теперь к, так называемым, «ученикам апостольским», т.е. ближайшим ученикам апостолов, которые писали в последующее время. Один из старших между ними — Климент Римский, умерший в 100 году. В его «первом послании к Коринфянам», которое всеми признается подлинным, сообщаются сведения, показывающие его знакомство с 3-мя первыми Евангелиями; напр., такая выдержка: «Ибо Он сказал: Горе тому человеку; лучше было бы ему не родиться, чем соблазнить одного из избранных Моих». Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна, умер мученической смертью между 156-166 гг.; он оставил после себя короткое «послание к Филиппийцам», в котором мы находим много выражений, напоминающих послания ап. Павла, много выдержек из Евангелия от Матфея и, что особенно важно по вопросу о Евангелии от Иоанна, следующий текст из первого послания Иоанна: «Всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть антихрист» (1Ин 4:3). Всеми же признано, что Евангелие от Иоанна и 1 послание Иоанна написаны одним автором. В сохранившихся письмах Игнатия, епископа Антиохийского, умершего в 107 или 115 г., находятся выдержки из Ев. от Матфея.

Еще одно ценное внешнее доказательство заключается в том, что все четыре Евангелия имеются в двух самых древних переводах Нового Завета, именно: в старом Сирийском, называемом Пешито, и в старом Латинском, оба середины второго века или немного позднее. Наконец, тот факт, что, так называемый, «Мураториев канон», латинский фрагмент, середины 2-го в., найденный итальянцем Муратори (ум. в 1750 г.) в Милане, говорит о «третьем Евангелии от Луки», с приложенными к нему сведениями о личности Луки, что он был врач, которого Павел брал с собою, и что Лука сам не видел Господа и т.д. Сейчас же после сведений о Луке говорится: «Четвертое Евангелие от Иоанна, одного из числа учеников».

О внутреннем доказательстве истинности Евангелий и особенно времени их написания мы добавим следующее замечание. Три первых Евангелия, между прочим, содержат предсказания Господа относительно разрушения Иерусалима. По стилю и образу речи ясно, что они писались до исполнения предсказанного события. Они говорят почти исключительно о знамениях, которые должны предшествовать этому ужасному событию, вместе с предупреждением, чтобы ученики были готовы к нему. Матфей, например, пророчеству и, в связи с ним, предупрежданиям уделяет 50 стихов, и из этих стихов только 4 (Мф 24:19-22) дают описание ужасов разрушения, и притом в общих чертах. Это вполне естественно, если евангелист писал до разрушения Иерусалима. Если бы его Евангелие было написано после этого события, то он, конечно, описал бы его другими красками: предзнаменования должны были бы уступать место ужасам действительности. Далее, из ответов, данных Господом на вопросы учеников о времени разрушения Иерусалимского храма и конца века и из того тона, каким Матфей передает эти ответы, видно, что ученики получили впечатление, что разрушение Иерусалима и конец века последуют одно за другим. см. Мф 24:3, Мф 24:29. Если бы евангелист писал после разрушения Иерусалима, то он, конечно, выяснил бы это недоразумение, чтобы читатели не поняли превратно.

Рассмотрим теперь Евангелие от Иоанна. В нем мы встречаем различные выражения, которые подтверждают предание, гласящее, что это Евангелие написано в позднейшее время в Ефесе. Оно написано в языческой стране, вне Палестины; это видно из того, что автор старательно объясняет еврейские выражения и обычаи, напр., «Пасха, праздник иудейский» и т.д. Было бы странно писать таким образом в Иудее или Галилее. В этом Евангелии ничего не говорится о разрушении Иерусалимского храма и гибели государства; это легко объясняется тем, что автор писал уже после этого события, и потому отмена иудейских учреждений всем давно была известна.
Сравнивая 4 Евангелия, находим между ними удивительное согласие, вместе с некоторыми несущественными различиями. Все они описывают Господа Иисуса Сына Божия и человеческого, святого, чистого, кроткого и любвеобильного, могущественного в словах и делах, отданного Отцом для спасения мира, претерпевшего мучительную смерть на кресте и воскресшего из мертвых.

Существует большое различие между Ев. от Иоанна и тремя другими Евангелиями. Авторы этих трех — Матфей, Марк и Лука, — более или менее сходны в своем изложении и называются синоптиками, а их сочинения — синоптическими Евангелиями, потому что они легче подходят для «синопсиса», т.е. сравнительного наглядного обзора событий жизни Христа. Синоптики повествуют, главным образом, о деятельности Господа в Галилее и описывают только последнее Его путешествие в Иерусалим и связанные с этим события. Иоанн же описывает Его посещения Иерусалима год за годом и Его деятельность в Иудее. Таким образом, у него мы находим множество событий, которые не встречаются у синоптиков. Но там, где Иоанн передает те же события, что и синоптики, напр., чудо с хлебами и установление вечери Господней, он прибавляет длинные речи Спасителя, которые отсутствуют у первых. В вопросе о хронологическом порядке существует также некоторое различие между Евангелием Иоанна и Евангелиями синоптиков, которое нам трудно объяснить. Некоторые стремились определить разницу между синоптиками и Иоанном так: первые говорят больше о чудесах Иисуса, последний же обрисовывает Его дивную личность; первые рассказывают нам, что Он делал; Иоанн же — кто Он есть. Но и у синоптиков встречаются некоторые различия, в которых трудно разобраться. Рядом с согласованиями в некоторых случаях, которые кажутся заимствованными друг от друга, мы встречаем странные различия. Один рассказывает о событии подробнее, другой короче; подробные обстоятельства, о которых умалчивается у двух, добавляются третьим; отдельные изречения Господа соединяются с различными событиями. Длинные речи один евангелист передает целиком, другой разбивает на несколько частей. Сравн., напр., нагорную проповедь у Мф 5:1Мф 7:1 гл. с Лк 6:20-49, Лк 11:1-13, Лк 12:21 и дал.

Если, допустим, сумма содержания каждого Евангелия представляется числом 100 и цифрами отмечается количество тех мест, в которых один евангелист согласуется с другим, а также тех, которые составляют особенность только одного Евангелия, то получим следующую таблицу:

Встречаются
только в
Евангелии
Сходство
с другими
евангелистами
Марка
Матфея
Луки
Иоанна
7
42
59
92
93
58
41
8
Из этого видно, что Марк имеет наименьший процент независимого от других евангелистов содержания (7), Иоанн наибольший (92).

На вопрос о том, как объяснить эти различия, особенно которые существуют между синоптиками, давались самые разнообразные ответы. Некоторые предполагают, что одно из трех Евангелий было написано сначала, а два других евангелиста пользовались им, как источником, и многое заимствовали. Но как же, в таком случае объяснить те отклонения, которые встречаются у синоптиков? Другие предполагают, что существовал оригинал, которым пользовались все трое. Но в этом случае остается неразрешенным тот же вопрос. Более удовлетворительно предположение, что источниками трех Евангелий были частью небольшие памятные записки (подобно тем, о которых Лука упоминает в начале своего Евангелия), частью — устные предания, хранившиеся в общинах (которые Лука называет «учением апостолов». Деян 2:42), и, наконец, личные расспросы очевидцев и самих апостолов.

В зависимости от того, как упоминаемые предания и рассказы преломлялись в сознании кождого из евангелистов и свойственной каждому из них форме изложения, особенно же по тому, как Дух Св. влиял на составителя, каждое Евангелие и получило особый отпечаток.

Матфей описывает Царя Израилева и показывает исполнение в Нем пророчеств; Марк показывает нам послушного слугу, Сына человеческого, возвышенного до престола Божия; Лука рисует Христа, как Спасителя всего мира; Иоанн же показывает нам вечного Сына, сошедшего к человечеству, чтобы освятить мир. Намерение Иоанна, о чем он и сам говорит (Ин 20:31), было довести своих читателей до уверенности, что Иисус есть Христос, и что они имеют в Нем жизнь.

Можно сказать, что Иоанн писал свое Евангелие, чтобы восполнить пробелы трех евангелистов. Поэтому он передает большей частью, то, что отсутствует у трех остальных, особенно же повторяющиеся посещения больших праздников в Иерусалиме и богатые по содержанию речи, в которых Христос высказывает о Своей личности и Своем посланничестве. Он был знаком с тремя синоптиками и предполагает у своих читателей знакомство с ними или, по крайней мере, с главным их содержанием, что совершенно ясно видно из его Евангелия. В Ин 1:40 говорится о Петре, как известной читателям личности; в Ин 6:71 говорится о «двенадцати», хотя о призвании их раньше ничего не сказано. В Ин 11:1 название Вифания Иоанн поясняет словами «селение Марии и Марфы», из чего видно, что они были уже знакомы читателям из других Евангелий. В Ин 6:62 мы встречаем ясное указание на вознесение Иисуса, хотя Иоанн ничего не рассказывает о том. Во многих местах евангелист отмечает, что передаваемое им он сам видел или слышал (Ин 1:14, Ин 13:24, Ин 19:26, Ин 19:35, Ин 20:2 и др. места).

Из Евангелия от Матфея видно, что и синоптикам свойственно, характерное для Иоанна, высшее понимание личности Иисуса, Его божественной природы и посольства; напр., в Ев. Мф 11:25-30 кажется, что устами Матфея говорит Иоанн.