Мера → Меры длины, площади, объема и веса (I,4а,б).
мера
Неверная мера мерзость пред Богом. Притч 20:10.
Евреям запрещены неверные меры Лев 19:35. Втор 25:14−15.
Евреи часто пользовались неверными мерами Мих 6:10.
Меры твердых и жидких тел:
Лог. Лев 14:10, 15.
Каб. 4Цар 6:25.
Омер, (1/10 ефы). Исх 16:36. Лев 5:11, Лев 14:10.
Гин. Исх 29:40.
Бат или ефа. Ис 5:10. Иез 45:11.
Гомер или Кор. Ис 5:10. Иез 45:14.
Мера. Ин 2:6.
Меры длины.
Ладонь. Исх 25:25.
Пядень. Исх 28:16; 1Цар 17:14.
Локоть. Быт 6:15−16. Втор 3:11.
Сажень. Деян 27:28.
Стадия. Лк 24:13. Ин 11:18.
Поприще (миля). Мф 5:41.
Разстояния измерялись вервою и вередками. 2Цар 8:2. Иер 31:39. Иез 40:3. Откр 21:16.
Проверялись меры в святилище. 1Пар 23:29.
В переносном смысле:
Мера — наказанме. Иер 30:11.
Мера — обилие слез в великом горе. Пс 79:6.
Мера — безконечная премудрость Божия. Иов 28:23, 25.
Мера — о величии Божием (прах земной). Ис 40:12.
Мера — краткость жизни нашей. Пс 38:6.
Мера — жестокий голод (вода отпускалась мерою). Иез 4:11, 16.
Мера совершенства Иисуса Хр. Еф 4:13.
Мера ненасытности ада. Ис 5:14.
• сата — 1Цар 25:18; 4Цар 7:1, 4Цар 7:16, 4Цар 7:18; Мф 13:33,
• бат — Лк 16:6,
• кор — Лк 16:7.
В Ин 2:6 употреблено греческое слово метрета, означавшее меру, равную примерно 40л, а в Агг 2:16 — просто мера (некое количество). (см. меры)
1) Перст в ширину (евр. «эцба» (Иер 52:21).
2) Ладонь (евр. тофах) (Исх 25:25), равна длине 4 перстов (ширину).
3) Пядень или пядь (евр. серет) (Исх 28:16) — расстояние от начала большого пальца до конца мизинца, как наша четверть, равное 3 ладоням (1Цар 17:4, Иез 43:13, Ис 40:12).
4) Локоть (евр. амма) (Быт 6:16) — расстояние от локтя до конца среднего вытянутого пальца у мужчины (Втор 3:11), равное 2-м пяденям, или 6 ладоням, или 24 перстам.
5) Сажень упоминается в Деян 27:28.
6) Трость (евр. кане) (Иез 40:5, Иез 42:16 и дал.), равнялась 6-ти локтям (Иез 41:8).
Согласно Талмуду, ширина пальца равнялась ширине шести сложенных семян, а локоть равнялся ширине 144-х таким же образом сложенных семян. По этим и другим сведениям длину древнего еврейского локтя, равняющуюся шести сложенным ладоням, считали равной 483,9 миллиметрам; это предположение подтверждается древнеегипетским локтем, образец которого найден в Египте и который вообще имеет в длину 484,2 миллиметра. Следовательно, пядень (3) равнялся 241,95 миллиметрам, ладонь (2) — 80,65 миллиметрам, перст (1) — 20,1625 миллиметров, трость (6) — 2 метра и 903,4 миллиметра. От старинного Моисеева локтя (4) (Втор 3:11, 2Пар 3:3), который, круглым числом, составлял немного более 1 1/2 фута, отличался египетский — так называемый, царский локоть, про который Иезекииль говорит, что он имеет длину большую Моисеева локтя на одну ладонь (Иез 40:5, Иез 43:13) и который считался равным 523,5 миллиметрам; вавилонский локоть равняется, приблизительно, 525 миллиметрам.
Более неопределенны были меры пути:
1) Шаг (2Цар 6:13).
2) Расстояние (Быт 35:16, Быт 48:7, 4Цар 5:19).
3) Дневной путь (Быт 30:36, Лк 2:44), приблизительно, восьмичасовой путь.
4) Субботний путь (Деян 1:12) — длина пути, которую, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии, было разрешено совершать в субботу. Срав. слова Иисуса к ученикам (Мф 24:20) относительно субботы. Место в Исх 16:29, где запрещается оставлять свой дом в субботу, раввины объяснили таким образом, что никому нельзя оставлять своего дома или его окрестностей, которые считали равными 2000 локтям или 1 км по всем направлениям от дома. Отходить на такое расстояние они допускали, основываясь на двух местах Священного Писания: Нав 3:4, где говорится, что от лагеря до скинии было 2000 локтей, и Чис 35:4, где сказано, что поля около левитских городов должны простираться на 2000 локтей во все стороны. Впрочем знали и другой способ, как обойти закон: отъезжали на 2000 локтей от дома, клали на землю свою пищу, часть которой съедали, часть закапывали и, таким образом, создавали себе «дом»; после чего считали для себя возможным отъехать еще на 2000 локтей и т.д.
Кроме этих мер, в Новом Завете встречаются следующие чужеземные меры:
5) Стадия — самая большая единица меры длины у греков (Лк 24:13, Ин 6:19, Ин 11:18, Откр 14:20, Откр 21:16), первоначально это была длина Олимпийского ристалища (место атлетических состязаний греков), составляющая около 200 метров (625 римских футов). Восемь таких стадий составляли римскую милю. Все же величина стадий изменилась, так что в более позднее время римскую милю считали равной 7 1/2 стадиям; такая стадия соответствовала талмудской мере (рус) или 400 локтям.
6) Поприще (Мф 5:41) (миля), римская единица меры пути, равная 2000 шагов или 5000 римских футов, 8 греческих стадий или 1478,7 метра).
Для измерения площадей евреи довольствовались обозначением длины участка и его ширины, выраженной в локтях или тростях (Чис 35:4, Иез 40:7, Иез 42:20, Иез 45:2, Иез 48:20, Откр 21:16).
Б. Меры жидких тел у евреев были следующие:
1) Лог — (Лев 14:10), самая малая мера.
2) Гин — (Исх 29:40, Иез 4:11), согласно указаниям раввинов, равен 12 логам.
3) Бат — самая крупная мера жидких тел (3Цар 7:26), равная 6 гинам (Иез 45:11); она составляла 1/10 хомера и, следовательно, равнялась ефе; у Лк 16:6 единица этой меры названа словом «мера», т.е. бат или ефа.
Меры сыпучих тел были следующие:
1) Каб — (4Цар 6:25), самый малый объем.
2) Гомер — или иссарон (Исх 16:16, Лев 14:10, Чис 15:4), равняется 1/10 ефе (Исх 16:36) или 1 4/5 каба.
3) Сата — (Быт 18:6), равнялась 1/3 ефы или 6 кабам. В Новом Завете и в 4Цар 7:1, 4Цар 7:16 она названа «мера» (греч. сатон) (Мф 13:33, Лк 13:21).
4) Ефа — равная бату (Иез 45:11), часто встречающаяся мера (Исх 16:36, Лев 5:11, Лев 6:20, Суд 6:19, 1Цар 17:17, Иез 46:5), равна 3 сатам или 10 гомерам.
5) Полхомер (евр. летек) (Ос 3:2) — половина хомера.
6) Xомер — (Исх 27:16, Чис 11:32, Ис 5:10) или кор (3Цар 4:22, 3Цар 5:11, Иез 45:14); у Лк 16:7 переведено словом «мера» (греч. корус). Эта самая крупная мера сыпучих тел. По Иез 45:11 эта мера является общею для сыпучих и жидких тел. Таким образом хомер равнялся 10 ефам или батам; «мера их (ефы и бата) должна определяться по хомеру».
О действительной величине этих мер раввины говорят, что 1 каб по объему равняется 24 яйцам; 1 сата равна 144 яйцам и ефа одинакова по объему с 432 яйцами. По этим данным вычислили различные меры емкости и нашли, что один бат равен 40 литрам. Если предположить, что 1 ефа равна 40 литрам, то другие меры находятся в следующем отношению друг ко другу:
кабяйцолитр 1 хомер (кор)
1 полхомера
1 ефа (бат)
1 сата
1 гин
1 гомер
1 каб
1 лог 180
90
18
6
3
1 4/5 4320
2160
432
144
72
43 1/5
24
6 400
200
40
13,3
6,65
4
2,2 0,55
Кроме этих упоминаются некоторые меры неопределенной величины, как, напр., горсть (евр. шалиш) (Ис 40:12), большая мера (евр. шалиш) (Пс 79:6), может быть, 1/3 ефы; далее кадка (евр. кад; 3Цар 17:12, 3Цар 17:14, 3Цар 17:16); ведро (евр. над; 3Цар 18:34). У Агг 2:16 упоминается также неизвестная мера (евр. пурах). Наконец в Новом Завете мы встречаем некоторые греческие меры: Хиникс (Откр 6:6) — мера зерна для хлеба, которым мог прокормиться один человек в течение дня; мера — (греч. метретес; Ин 2:6), около одного бата; Кружка (греч. ксестес; Мк 7:4) — 1/72 меры; сосуд (греч. модиос; Мф 5:15, Мк 4:21, Лк 11:33) — почти 7 литров.