Метрика
Родословие. Симфония для Библии.
Загрузка

родословие

В Библии слово "родословие" упоминается в 12 стихах.

Быт 5 : 1
Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
Быт 10 : 1
Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
Быт 11 : 10
Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа;
Быт 25 : 12
Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина;
Быт 25 : 19
Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.
Быт 36 : 1
Вот родословие Исава, он же Едом.
Быт 36 : 9
И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.
Чис 3 : 1
Вот родословие Аарона и Моисея, когда говорил Господь Моисею на горе Синае,
1Пар 1 : 29
Вот родословие их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам,
1Езд 8 : 1
И вот главы поколений и родословие тех, которые вышли со мною из Вавилона, в царствование царя Артаксеркса:
Мф 1 : 1
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Слово Родословие найдено в следующих словарях:
Словарь Брокгауза и Ефрона :
I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) Р. — это список лиц, перечисленных в хронологич. порядке по семьям, родам или племенам (коленам). Почти все древние народы с развитой культурой уделяли большое внимание Р., что нашло свое отражение в обширной литературе по генеалогии. Предметом древней историографии была в первую очередь история династий и племен;

2) в Библии Р. встречаются прежде всего в книгах Бытие; Числа; Руфь; 1 Паралипоменон; Ездры; Неемии; Матфея и Луки. Большинство Р. относится ко времени, предшествовавшему образованию Израильского царства, но и в более поздний период, напр. после вавил. плена (Езд; Неем), Р. играли большую роль;

3) особое значение придавалось собственно родословным спискам (см., напр., Быт 5:1; Быт 11:1; Быт 25:1; Быт 36:1; Исх 6:1; Руф 4:1; 1Пар 11Пар 9:1; Езд 7). Часто встречаются именные списки, в основе которых лежат определ. факты из истории народа (см., напр., Быт 46:1; Исх 1:1; Чис 1:1; Чис 2:1; Чис 26:1; Езд 2:1; Езд 8:1; Неем 7:1; Неем 11:1). Особое место занимает построенная по генеалогич. принципу «таблица народов» (Быт 10). Списки священников, левитов и других служителей при храме тоже составлены с учетом истории их родов (напр., Чис 3:1; Езд 10:1; Неем 12:1). Ученые не располагают отдельными списками царей: они входят в состав других Р. или совпадают с ними (см. Руф 4:1; 1Пар 3). Помимо вышеназв. Р., встречается также (и прежде всего в книге Бытие) множество коротких заметок, относящихся к семейной хронике;

4) в 1Тим 1:4; Тит 3 под «родословиями», вероятно, подразумеваются умозрительные рассуждения иудеев или язычников-гностиков;

5) Р. бывают двух видов: нисходящие (от предка к потомкам, напр. Руф 4:1) и (чаще) восходящие (от потомка к предкам, напр. Езд 7). Сравнения списков показывают, что оба вида Р. иногда имеют пробелы (напр., Мф 1). Принцип симметричности играет большую роль при построении Р.: в Библии представлено по 10 поколений в Р. от Адама до Ноя и от Сима до Авраама (Быт 5:1; Быт 11:1); по 70 сыновей Иакова и Вениамина (Быт 46:1; 1Пар 2:1; 1Пар 8:1); в Р. от Авраама до Христа выделено три группы, каждая из которых содержит по 14 поколений (Мф 1). Предположение о том, что в этих случаях мы имеем дело с некоей числовой символикой, представляется более вероятным, чем утверждения, что симметричное расположение имен способствовало лучшему запечатлению Р. в памяти народа. Библ. Р. отличаются от совр. тем, что присутствующие в них такие понятия, как «отец», «сын», «рождать», иногда следует рассматривать не в прямом значении, а с т.зр. порядка наследования (см. Втор 25:5). Сопоставления Неем 12 о Неем 12:23 и 1Езд 5 с Зах 1 показывают, что слово «сын» во вторых случаях означает внука;

6) библ. Р. — это не просто семейные хроники, поскольку часто они носят отчетливый мессианский характер. В них выделены определ. личности, каждая из которых знаменует собой начало нового этапа в истории спасения (напр., Ной, Авраам, Иаков Израиль, Давид, Зоровавель). Их ближайшие родственники исключаются из Р. Спасителя и сливаются с миром обыкнов. людей (напр., Каин, Лот, Исав). Избранными являются только первенцы, на которых почиет обетование. Происхождение может сочетаться с богоизбранностью. Иногда Бог использует людей, не принадлежащих к Израилю, с тем чтобы исполнилось обетование, дарованное Аврааму и его прямым потомкам (напр., Асенефу, Быт 46:20; Руфь, Руф 4:21). Р. строятся не на основе кровных связей между поколениями, а в соответствии с Божьей спасит. волей, не поддающейся законам человеч. логики.

II. ПОНЯТИЕ «ТОЛЕДОТ»

Особого внимания заслуживает евр. слово толедот (от глагола «рождать»), встречающееся в книге Бытие 11 раз и переводимое как «происхождение» (Быт 2:4), «родословие» или «житие» (Быт 5:1; Быт 6:9; Быт 10:1; Быт 11:10; Быт 11:27; Быт 25:19; Быт 36:1; Быт 36:9; Быт 37:2). Толедот можно перевести также как «история рода, обращенная к его началам». П.Й.Виземан (P.J.Wiseman, Die Entstehung der Genesis, S. 49ff) указывает на то, что предложения, в которые входит слово толедот — «вот родословие такого-то...», — это не вводные формулы к Р. и другим родовым хроникам, а заключит. предложения отдельных повествований (особенно отчетливо это заметно в Быт 2:4). Таким образом, толедот и стоящее рядом с ним имя (за искл. Быт 2:4) указывают на составителя или на того человека, чья родословная составлена. По мнению Виземана, такой лит. прием был использован при составлении древневавил. надписей на глиняных табличках. Он делает вывод, что, вероятно, раздел Быт 1Быт 37 изначально был записан на 11 глиняных табличках, каждая из которых заканчивалась предложением со словом толедот и на которых в десяти случаях указывалось имя их составителя или владельца. Если Виземан прав, то можно сделать выводы о времени создания, авторах и композиции Первой книги Моисея.

III. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА

1) Р. Иисуса Христа приводится в НЗ дважды: в Мф 1:1–17 и в Лк 3:23–38. В Ев. от Матфея оно представлено в нисходящей форме — от Авраама до Христа, а евангелист Лука возводит родословие Иисуса через Адама к Богу. Матфей представляет Христа сыном Давида и полноправным носителем обетования, дарованного Аврааму, т.е. обещанным Мессией (Мф 1:1). Лука рассматривает личность Иисуса в связи с историей всего человеч. рода, в начале которого стоит Бог (Лк 3:38). Но он утверждает, что Иисус является потомком Бога в том же смысле, в каком люди являются потомками своих прародителей: «Иисус ... был, как думали, сын Иосифов» (Лк 3:23). Иисус — это «второй Адам», но Он находится в иных отношениях с Богом, чем первый. Тем самым Лука затрагивает тайну происхождения Иисуса как Сына Божьего, Который одноврем. связан со всеми людьми;

Родословия Иисуса, представленные в Евангелии от Матфея (Мф 1:1) и в Евангелии от Луки (Лк 3:23).

2) оба родословных списка имеют пробелы (напр., Матфей опускает имена Охозии, Иоаса и Амасии) и строятся по символич. принципу, в основе которого лежит число 7 (3 х 7 родов от Бога до Фары, 2 х 7 родов от Авраама до Давида и от Нафана до Салафиила, 3 х 7 родов от Зоровавеля до Иисуса). Родословная ветвь от Бога до Иисуса прослеживается только в Ев. от Луки. На отрезке Р. от Авраама до Давида у Матфея и Луки много соответствий, и только в Лк 3 в разных греч. рукописях имеются значит. разночтения. На отрезке от Давида до Иехонии Р., приводимые Матфеем и Лукой, полностью расходятся. Матфей проводит родословную линию через Соломона к Иехонии, а Лука — через Нафана (другого сына Давида) к Нирию. На отрезке от Салафиила до Иисуса Христа Р. совпадают только в двух первых и двух последних родах: Салафиил и Зоровавель, Иосиф и Иисус. Различает их и то, что, согласно Матфею, Салафиил был сыном Иехонии, а согласно Луке, — сыном Нирия, а также то, что Матфей называет Иосифа сыном Иакова, а Лука — сыном Илия. Матфей говорит о 42 поколениях от Авраама до Христа, включая сюда двух сыновей Иуды (Мф 1:3). Лука же для данного отрезка времени называет 56 имен, а для периода от Адама до Иисуса — 77 (по разным рукописям от 76 до 72);

3) при сопоставлении обоих Р. встают два основных вопроса (здесь мы не касаемся проблемы различного числа поколений у Матфея и Луки и вопроса об Арнии, Араме и Админе):

а) почему Салафиил в одном случае назван сыном Иехонии (Мф), а в другом — сыном Нирия (Лк), причем Матфей возводит Р. Иисуса к Давиду через Соломона, а Лука, напротив, через Нафана? Возможно, Нирий женился на дочери Иехонии, единственной из его детей, оставшейся в живых и ставшей поэтому его наследницей, и у нее родился сын Салафиил. В этом случае Матфей прослеживает официально признанную линию, ведущую к Давиду через Иехонию и Соломона, а Лука имеет в виду физическое происхождение — через Нирия и Нафана (→ Салафиил);

б) почему Матфей отцом Иосифа называет Иакова, а Лука — Илия? Древнейшая из известных нам версий принадлежит Юлию Африкану (220 г. по Р.Х.): деды Иосифа в разное время были женаты на одной женщине, которая от этих браков имела сыновей, сводных братьев Илия (Лк) и Иакова (Мф). Илий умер бездетным, а Иаков, по обычаю левирата, женился на вдове Илия (ср. Втор 25:5), и в результате этого брака родился Иосиф. Таким образом, Иосиф был родным сыном Иакова (Мф) и через линию Матфан — Соломон стал прямым потомком Давида. Согласно обычаю левирата (Втор 25:6), одноврем. с этим он считался «сыном» Илия (Лк), своего дяди, чье Р. через Матфата — Нафана восходило к Давиду. Со времен Реформации широкое распространение получила иная версия, согласно которой Матфей прослеживает Р. Иисуса по отцовской линии наследования через Иосифа, а Лука — по материнской, через Марию. В этом случае Лука называет Иосифа «сыном» (зятем) Илия в правовом отношении, т.к. женщина не могла указываться в Р. в качестве звена в цепочке наследования.

Словарь Геце :

Евреи исчислялись по родам. 1Пар 9:1; 2Пар 31:19.

Велись книги родословия. 2Пар 12:15. Неем 7:5.

О Христе Иисусе:

Упомянуто. Мф 1:1−17. Лк 3:23−38.

Доказывает Его происхождение от колена Иудова. Евр 7:14.

Священники без родословия исключаемы были из сословия. Езд 2:62. Неем 7:64.

Чрезмерное занятие родословием нежелательно. 1Тим 1:4; Тит 3:9.

В переносном смысле:

Воспоминание о святых в книге жизни. Лк 10:20. Евр 12:23. Откр 3:5.

Словарь Вихлицкого :
В мире нет народа, кроме евреев, который бы так тщательно вел свои родословные списки. Для евреев это было необходимо для доказательства принадлежности к определенному колену, но особенно — к священническому роду (Езд 2:62).

В Священном Писании особенно обширные родословия приведены в 1Пар 1- 9; Неем 11:1; Мф 1:1; Лк 3:1 и менее обширные, но дополняющие первые — в Быт 4:1, Быт 5:1, Быт 10:1, Быт 46:1; Исх 6:1; Чис 3:1, Чис 26:1; 1Пар 23:1, 1Пар 24:1, 1Пар 26:1. Родословия Иосифа, из семьи которого по плоти родился Господь Иисус Христос, в Мф 1:1 и Лк 3:1 не совпадают (ср. 1Пар 1:1-34; 1Пар 2:1; 1Пар 3:1). Это несовпадение некоторые объясняют тем, что одно из них посвящено Марии, но это объяснение не имеет подтверждения в Писании. Кроме Библии большое количество древних родословий имеется также в Талмуде. С прекращением существования Иудейского государства (см. Иерусалим), писание их прекратилось. В Приложениях 10 и 11 показаны примеры родословий. Другие родословия приведены также в словах: Аттай, Елеазар, Зефам, Ифамар, левиты, Махол, родить, Саул, сын и в Приложениях 8 и 12. (см. также сын)