Яда евр., переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений: «узнавание», «осведомленность о чем-либо», «познание». От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей: к → познанию.
II. БОЖЬЕ «ЗНАНИЕ»Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх 33:12; 3Цар 8:39; Иов 23:10; Пс 1:6; Пс 36:18; Пс 102:14; Ин 2:24). Человеку следует каяться и смиряться (Пс 102:14; Пс 138:1; Ис 1:3; ср. послания ангелам церквей в книге Откровения, начинающиеся словами: «Знаю дела твои», Откр 2:2,9,13,19; Откр 3:1,8,15), поскольку Господь знает не только о его недостойных поступках, но и о тайном позоре и обличает грех, в котором человек не признается. Но вместе с тем З. Богом нашей вины должно вызывать у нас радость и благодарение Ему, т.к. в этом содержится предпосылка нашего очищения (Наум 1:7).
III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ «ЗНАНИЕ»З. о Боге, которое Адам вынес из Едемского сада, оказалось утраченным, так как человек отвернулся от Бога. Точно так же и то З. о Боге, которое израильтяне получили во время странствования по пустыне, было утеряно ими из-за идолопоклонства (Суд 2:10; Ис 1:3; Иер 31:32). Но обетованное Богом (Иер 31:34) исполнилось в Иисусе (Евр 8:10): через → откровение Божье в Иисусе Христе человек смог узнать Бога как Он есть (Ин 14:7–9; 1Тим 3:16). Это З. не стало преимуществ. правом мудрых, оно доступно для всех, и даже прежде всего для тех, кто в глазах мира выглядит немудрым (1Кор 1:26–31), но призван к истинной мудрости (Иер 9:23).