Библия : Притчи 10 глава

Книга Притчи Соломона 10 глава

1.
Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
2.
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
3.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
4.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
5.
Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.
6.
Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
7.
Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
8.
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
9.
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10.
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
11.
Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
12.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
13.
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга.
14.
Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель.
15.
Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их.
16.
Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху.
17.
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает.
18.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
19.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.
20.
Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество.
21.
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
22.
Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.
23.
Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
24.
Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
25.
Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании.
26.
Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
27.
Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
28.
Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.
29.
Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
30.
Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
31.
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32.
Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.
Толковая Библия Лопухина: толкование на Притчи 10 главу.
[Показать]
[Скрыть]

С гл. X начинаются «Притчи Соломона» (Притч 10:1) о характере общем содержании, назначении и цели которых было сказано в начале книги Притчей (Притч 1:2−6). Если в гл. I-IX развитие мысли о значении мудрости шло последовательными и связными периодами, то отселе с гл. X по XXIX включительно идет ряд приточных изречений разнородного содержания, так что почти каждый стих есть самостоятельное целое, отдельная притча, не имеющая видимой связи ни с предыдущим ни с последующим. По содержанию своему эти приточные изречения относятся ко всевозможным отношениям и условиям жизни. Пред взором читателя, в свойственном жизни человеческой разнообразии здесь проходят попарно: богатый и бедный, мудрый и глупый, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, господин и раб, царь и подданный и под. Относясь каждая к отдельным явлениям жизни, все притчи в совокупности, однако, выражают цельное воззрение на жизнь, законченное мировоззрение свящ. писателя. По форме своей притчи эти образуют двухстрочия, обе части которого находятся обыкновенно в отношении противоположности (в гл. X-XV) — исключительно или представляют собой так называемый антитетический параллелизм, в котором одно полустишие выражает обратную сторону истины выражаемой в другом (см. напр., еще в Пс 2:6; Еккл 2:14).

Притч 10:1. Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.:

Такую именно форму имеет уже этот первый стих, имеющий, очевидно, отношение ко всему последующему собранию притчей. Частный оттенок мысли в противоположении отца и матери: печаль неудачного сына особенно глубоко воспринимает материнское сердце (ср. Притч 1:8:15.20,17.25).

Притч 10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

Притч 10:3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

Притч 10:4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

Притч 10:5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.

Притч 10:6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

Притч 10:7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) — типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. — «Сокровища неправедные» — нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» — бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в Притч 11:4. В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника — и «стяжание» или алчность (евр. гавва, ср. Мих 3:7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс 32:19:36.25), напротив, злым и похотливым желанием нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4−5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт 3:19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4−5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6−7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и — бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс 111:6; Сир 44:13; сн. Мф 26:13).

Притч 10:8. Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

Притч 10:9. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

Притч 10:10. Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи — лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: ὁ δὲ ᾿ελέγχων μετὰ παρρησίας είρηνοποιεῖ; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит».

Притч 10:11. Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

Притч 10:12. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Притч 10:13. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.

Притч 10:14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.

Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого — в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод (Притч 18:4:20.5), то речь праведного — по ее прямоте и назидательности — называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4:8; Иак 5:20; 1Кор 13:4), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17:9), вообще всячески содействует миру. В ст. 13−14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив — к своей гибели (ст. 14).

Притч 10:15. Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.

Притч 10:16. Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.

Притч 10:17. Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.

Притч 10:18. Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

Притч 10:19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

Притч 10:20. Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.

Притч 10:21. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) — факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает — богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих — 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, — а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12:1): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других (Мф 15:14). В следующих ст. 18−21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13:3:21.23; Еккл 10:14; Сир 20:7:22.31,28.25; Мф 12:35), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20 а) как назидательное для многих (21 а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20 б, 21 б.)

Притч 10:22. Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.

Притч 10:23. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.

Притч 10:24. Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.

Притч 10:25. Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании.

Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого — праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126:2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24 б); напротив, удел нечестивого — вечный страх за свое благополучие (ст. 24 а, сн. Ис 66:4; Иов 3:25), а конец его — внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1:27; Иов 1:19).

Притч 10:26. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6:6 сл.; Притч 12:27:19.24).

Притч 10:27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.

Притч 10:28. Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.

Притч 10:29. Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.

Притч 10:30. Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.

Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3:2:9.11; сн. Иов 8:13; Пс 109:6).

Притч 10:31. Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.

Притч 10:32. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.

Об устах праведного и нечестивого и плодах их.