Библия : Притчи 26 глава

Книга Притчи Соломона 26 глава

1.
Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.
2.
Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.
3.
Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.
4.
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
5.
но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
6.
Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.
7.
Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов.
8.
Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.
9.
Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.
10.
Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает.
11.
Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
12.
Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.
13.
Ленивец говорит: "лев на дороге! лев на площадях!"
14.
Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.
15.
Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.
16.
Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.
17.
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
18.
Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,
19.
так - человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: "я только пошутил".
20.
Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.
21.
Уголь - для жара и дрова - для огня, а человек сварливый - для разжжения ссоры.
22.
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
23.
Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.
24.
Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.
25.
Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.
26.
Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.
27.
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
28.
Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
Толковая Библия Лопухина: толкование на Притчи 26 главу.
[Показать]
[Скрыть]

1−12. Против безумия, его проявлений и следствий. 13−16. Против лености. 17−19. Против неумеренной шутливости 20−28. Против хитрости, лжи и коварства.

Притч 26:1. Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому.

Притч 26:2. Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

Притч 26:3. Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.

Притч 26:4. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;

Притч 26:5. не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.

Притч 26:6. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.

Притч 26:7. Неровно поднимаются ноги у хромого, — и притча в устах глупцов.

Притч 26:8. Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.

Притч 26:9. Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

Притч 26:10. Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает.

Притч 26:11. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

Притч 26:12. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.

Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены — бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также — необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4−5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4 б), — в ст. 5 — предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны — полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6−9), — незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова — самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет 2:22.

Притч 26:13. Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!»

Притч 26:14. Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.

Притч 26:15. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

Притч 26:16. Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.

В изображении здесь лености повторяются дословно черты, ранее высказанные Премудрым, см. ст. 13 и Притч 22:13; ст. 15 и Притч 19:24.

Притч 26:17. Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

Притч 26:18. Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть,

Притч 26:19. так — человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил».

В ст. 18 образно — посредством сравнения — высказывается мысль о крайнем вреде неуместных шуток и забав.

Притч 26:20. Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.

Притч 26:21. Уголь — для жара и дрова — для огня, а человек сварливый — для разжжения ссоры.

Притч 26:22. Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Притч 26:23. Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное.

Притч 26:24. Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство.

Притч 26:25. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.

Притч 26:26. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.

Притч 26:27. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Притч 26:28. Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.

В образной и прямой речи (ст. 20−21) высказывается вред раздоров и ссор. Ст. 24−25 — предостережение против опасности со стороны лицемерия; в ст. 26 — мотив к воздержанию от злобы и ненависти: неминуемость открытия тайной ненависти. Ст. 26 дает обобщение предыдущих наставлений.