Библия : Притчи 15 глава
Слушать онлайн Притчи : 15 глава

Книга Притчи Соломона 15 глава

[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.]
В доме праведника - обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого - расстройство.
Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий.
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Толковая Библия Лопухина: толкование на Притчи 15 главу.
[Показать]
[Скрыть]

1−7. Против грехов слова. 8−15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16−33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Притч 15:1. [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

Притч 15:2. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч 15:3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

Притч 15:4. Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Притч 15:5. Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.]

Притч 15:6. В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.

Притч 15:7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1,4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1−2), причем то и другие обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5−7).

Притч 15:8. Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

Притч 15:9. Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч 15:10. Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Притч 15:11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч 15:12. Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притч 15:13. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч 15:14. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

Притч 15:15. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

В ст. 8−9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом (Притч 21:27; Ис 1:11:66.3; Иер 6:20; Ос 5:6:8.13; Ам 5:21−22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9−10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27:20; Иов 26:6:28.22); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел — царь бездны (Откр 11:9). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11:1). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13−15).

Притч 15:16. Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч 15:17. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

Притч 15:18. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

Притч 15:19. Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

Притч 15:20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

Притч 15:21. Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Притч 15:22. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

Притч 15:23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Притч 15:24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

Притч 15:25. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

Притч 15:26. Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч 15:27. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

Притч 15:28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.—

Притч 15:28a. —[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]

Притч 15:29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

Притч 15:30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч 15:31. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

Притч 15:32. Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притч 15:33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16−17, сн. Пс 36:16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26:21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные — источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10:1:17.25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11:14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11:7:14.32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32−32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25,27,30).