Загрузка

Словарь Брокгауза и Ефрона : число

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

1) с помощью Ч. ведется счет однородных единиц (людей, животных, предметов, временных отрезков, массы и т.д.); кроме того, с их помощью обозначают порядок внутри определ. количества этих единиц;

2) ряд последоват. увеличивающихся Ч. подразделяется на группы Ч., что служит упрощению счета. Особое распространение получили две системы счисления: десятичная, которая основана на числе 10, т.е. на количестве пальцев на двух руках человека; и двенадцатиричная система, построенная на числе 12 и благодаря многокр. делимости своих основных единиц имеющая некоторые практич. преимущества. В то время как Ч. 5 как половина Ч. 10 является простым Ч., то 6 как половина 12 представляет собой самую малую величину, делимую на два Ч. — 3 и 2; 50 делится на 2, 5, 10 и 25, а 60 — на 2, 3, 4, 5, 10, 12, 15, 20, 30; 2) в Библии находит применение и двенадцатиричная система счисления (см. ниже, II,12), но преобладает все же десятичная. В своей просьбе о помиловании жителей Содома Авраам начинает с 50 человек, потом дважды снижает это Ч. на 5, потом трижды на 10 и заканчивает десятью (Быт 18:24–32). В другом месте мы обнаруживаем ряд в 1, 2, 5, 10, 20, 30 дней (Чис 11:19–30). Круглые числа, соотношения чисел и умножение, как правило, передаются в десятичной системе: 1 тыс. и тысячи (Исх 20:6; Исх 34:7); 10 тыс. (Суд 1:4; Суд 3:29; Суд 4:6; Суд 7:3); 5 и 100, 100 и 10 тыс. (Лев 26:8); «тысячи и десятки тысяч» (1Цар 18:7); по 10 из 100, по 100 из 1 тыс., по 1 тыс. из 10 тыс. (Суд 20:10; ср. Чис 31:4; Ам 5:3); «тысячи тысяч» (Быт 24:60). Деление народа Израиля на группы из 1 тыс., 100, 50 и 10 человек происходило по тому же принципу (Исх 18:21; Втор 1:15);

4) Ч., если их не писали прописью, на письме обозначались буквами или значками. Евреи для обозначения Ч. пользовались буквами алфавита, причем здесь применялась десятичная система. Первые девять букв означали единицы, след. девять — десятки, а последние четыре — сотни от 100 до 400. Все остальные Ч. обозначали на письме комбинацией соотв. букв. Кроме того, существовали и особые значки для обозначения Ч., напр., при указании веса (подобные тем, которые присутствуют на арам. и финик. монетах и в надписях). И здесь в основу также была положена десятичная система;

5) из практики употребления букв для обозначения Ч. возникала возможность расставить буквы в порядке возрастания их числового значения (→ Алфавит → );

6) в книгах премудрости используется особый лит. прием, когда в изречениях упоминаются Ч. В Притч 30:24–28; Сир 25:1–29 перечисляется определ. количество однородных преметов. В Книге пр. Амоса используется прием повторения Ч. 3 и 4 (Ам 1:3,6,9,13; Ам 2:1,4,6), что усиливает впечатление от сказанного. В Екк 4:12; Ис 17 . 1, 2, 3 и 2, 3, 4, 5 приведены в порядке нарастания. Все это создает особый ритм в библ. стихах.

II. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Кроме чисто функцион., Ч. в Библии нередко имеют еще и СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Причем у одних Ч. оно выражено определенно, у других — не столь ясно, а некоторые Ч. вообще не имеют подобных взаимосвязей. Таким образом, Библия, в отличие от совр. ей или более поздних системных воззрений на Ч., в этом отношении не содержит законч. системы; некоторые Ч. относятся как к Богу, так и к богопротивным силам (напр., числа 2, 6, 7, 10). Поэтому возможное или определ. символич. значение к.-л. Ч. никоим образом не исключает его предметного значения; то и другое может сосуществать (ср., напр., часто упоминаемые временные отрезки в 40 дней в Исх 24:18; Мф 4:2; Деян 1:3). След. примеры призваны раскрыть важнейшие смысловые связи Ч.:

1) ОДИН: Бог един (Втор 6:4; Мф 19:17; Мф 23:8; Гал 3:20; Иак 2:19), Его сущность — единство. Грехи и Божий суд над ними разрушили первоначальное единство сотвоременного мира (Быт 11:1,6–9). Отныне посреднику между Богом и людьми Иисусу Христу (1Тим 2:5; ср. Мф 23:8,10), Который един со Своим Отцом (Ин 10:30), надлежит восстановить утрач. единство и общение людей с Богом (Ин 17:11,21–23; 1Кор 8:6). Он сотворил из иудеев и язычников новый народ Божий (Еф 2:14–16), в котором надлежит сохранять единство духа в союзе мира: одно тело и один дух, призв. к одной надежде, одному Господу, одной вере, одному крещению, одному Богу и Отцу всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас (Еф 4:3–6);

2) ДВА — минимальное Ч., при котором возможно общение. Объединение двух людей в браке или дружбе означает преодоление одиночества и беспомощности (Быт 2:20–24; Мф 19:4–6; Екк 4:8–12). Истинность любого показания должны подтвердить два свидетеля (Втор 17:6; Ин 8:17; ср. Откр 11:3). Своих учеников Иисус посылает в мир по двое (Мф 21:1; Мк 14:13; Лк 10:1; ср. Мф 18:19–20). Никто не может одноврем. служить двум господам (Мф 6:24). Образ двух путей (Мф 7:13–14), как и пример двух людей (Лк 18:9–14; ср. Лк 17:34–36), показывает, что для Бога важно последнее решение, ведущее к жизни или к смерти, к спасению или к проклятию;

3) с Богом тесно связано Ч. ТРИ. Бог открывает Себя как Отец, Сын и Дух Святой (Мф 28:19; → Бог, IV); о Христе свидетельствуют дух, вода и кровь (1Ин 5:8); серафимы трижды провозглашают пред Господом: «свят, свят, свят» (Ис 6:3; ср. Откр 4:8). Трое мужей явились Аврааму (Быт 18:2); Аароново благословение состояло из трех частей (Чис 6:24–26); передний двор, Святое и Святое Святых составляли святилище, жилище Бога, обитающего среди Своего народа (Исх 26:33; Исх 27:9; ср. → Скиния). Три дня отделяют воскресение Иисуса от Его смерти (Мф 12:40; Ин 2:19). кроме того, дьявол троекратно искушал Иисуса (Мф 4:1–11); описание богопротивного зверя в Откр 13 акже связано с Ч. три: барс, медведь и лев, а также сила, престол и власть (ст. 2);

4) Ч. ЧЕТЫРЕ знаменует собой целостность сотвор. мира, когда говорится о четырех концах (краях) (Ис 11:12; Иез 7:2) или углах земли (Откр 7:1; Откр 20:7), а также о четырех ветрах (Дан 11:4; Зах 2:10; Мф 24:31; Мк 13:27). Река, выходившая из Эдема, также разделялась на четыре реки (Быт 2:10). кроме того, четыре живых существа присутствуют у престола Божьего (Иез 1:5–18; ср. Откр 4:5–8). Господь говорит о четырех казнях, которые Он хочет послать на Свой непокорный народ (Иер 15:3; ср. ст. 2; Иез 14:21);

5) Ч. ПЯТЬ не обнаруживает в Библии заметных символических связей;

6) Ч. ШЕСТЬ измеряются дни и годы человеч. труда (Исх 20:9; Исх 23:10; ср. Исх 21:2). Дни находятся между посвящ. Богу субботами, а годы — между субботними годами. Бог сотворил мир за шесть дней (Быт 1:31; Исх 20:11). Однако у исполина, который имеет по шесть пальцев на каждой руке и каждой ноге (2Цар 21:20), очевидно, проступает нарушение установл. Богом порядка; в Откр 13 исло 666 есть число зверя, воплощение богопротивных сил мира; ср. → Нерон;

7) Ч. СЕМЬ выражает заверш. целое в его совершенстве, чаще всего в соотв. с Божьей волей, как, напр., сотворение мира (Быт 2:2–3). Седьмой день, суббота (Исх 20:10), и седьмой, субботний, год (Исх 23:11) разделяют и упорядочивают время, труд и богослужение человека. Семикратны возмездие (Быт 4:15; Пс 78:12; Притч 6:31) и прощение (Лк 17:4), восстанавливающие наруш. порядок; семь раз священник должен производить искупит. → окропление (Лев 4:6; Лев 8:11; Лев 14:7,16,51; Лев 16:14). Иногда жертва состояла из семи одинаковых животных (Чис 28:11,19; 1Пар 15:26; 2Пар 29:21; Иез 45:23). У моавитян жертвы возносили одноврем. на семи жертвенниках (Чис 23:1–12,29–30). Семь потомков Саула должны были умереть за его кровавое преступление (2Цар 21:6,9). Неумеренности человека, который хочет отмщения «в семьдесят раз всемеро» (Быт 4:24), противостоит безграничное прощение Божье (до 77 раз; Мф 18:22). Так Ч. СЕМЬ становится Ч. святым, Ч. Божьим. В НЗ это особо очевидно следует из → Откровения Иоанна: семь духов Божьих (Откр 1:4); семь звезд, светильников и церквей (Откр 1:20); семь посланий (Откр 2, Откр 3); семь печатей (Откр 5:1); семь рогов и очей Агнца (Откр 5:6); семь труб и чаш гнева (Откр 8:2; Откр 15:6–8); семь громов (Откр 10:3–7). Семисвечник (Исх 25:37) — это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин 1:5). Но и зло изображается семикратным: семь нечистых духов (Мф 12:45); семь голов и семь диадем дракона (Откр 12:3); семь голов зверей (Откр 13:1; Откр 17:3,7);

8) Ч. ВОСЕМЬ появляется в Библии несколько раз как число нового начала. Восемь человек спасаются во время потопа (Быт 6:18; 1Пет 3:20; 2Пет 2:5), и от них происходит новое человечество (Быт 10:1–5). На восьмой день у иудеев совершалось обрезание, которое делало дитя членом народа Божьего (Быт 21:4; Лев 12:3; Лк 2:21). Восьмой сын Иессея стал богоизбр. царем Израиля (1Цар 16:10–13), из его рода произошел Мессия (2Цар 7:12–17);

9) в противоположность язычеству, где Ч. ДЕВЯТЬ играет большую роль, в Библии оно нигде не употребляется в символич. значении;

10) Ч. ДЕСЯТЬ — основа десятичной системы счисления, употребляемой у израильтян; вместе с кратными ему числами оно часто встречается в текстах, содержащих сведения о скинии, напр. о ее размерах и других данных (Исх 26:1,16,18–30; Исх 27:9–12), а также о храме (3Цар 6:3,16–38,20,23–26; 3Цар 7:23–26,43,49). Временной отрезок в десять дней — это треть месяца, он часто упоминается как точный или приблизит. срок (Чис 11:10–15; 1Цар 25:38; Неем 5:18; Иер 42:7; Дан 1:12; Откр 2:10). В десятый день первого месяца выбирали пасх. агнца (Исх 12:3), а в десятый день седьмого месяца праздновали День очищения (Лев 16:29). После того как Господь десятью → казнями егип. освободил Свой народ из рабства (Исх 7–12), Он облек Свои требования и Свою волю по отношению к народу Израиля в → Десять заповедей (Исх 20:1–17; Исх 34:28) и установил → десятину (Лев 27:30). Но Ч. может быть связано и с богопротивными силами: в видениях Даниила и в Откровении различные звери и дракон имеют по десять рогов, символизирующих их власть, иногда они истолковываются как десять царей (Дан 7:7,24; Откр 12:3; Откр 13:1; Откр 17:3,7,12,16);

11) кратные десяти Ч. появляются в особом значении:

а) ТРИДЦАТЬ лет было Иосифу, когда он предстал перед фараоном (Быт 41:46), в том же возрасте левиты начинали служить при скинии (Чис 4:3), а Давид стал царем над всем Израилем (2Цар 5:4). Прим. в том же возрасте Иисус начал Свое общественное служение (Лк 3:23). Тридцать дней народ Израиля скорбел по Аарону (Чис 20:29) и по Моисею (Втор 34:8). Тридцать сребреников согласно Зах 11:12–14 составляли плату пастуха и явились также платой за предат-во Иуды (Мф 26:15; Мф 27:3,5);

б) Ч. СОРОК часто встречается при указаниях на временные отрезки. Сорок лет — это тот срок, за который вымирает старшее поколение и вырастает новое; в этом значении повторяющиеся данные в Книге Судей следует понимать как округл. Ч. (Суд 3:11; Суд 5:31; Суд 8:28; в Суд 3 этот срок удвоен). Не следует, однако, воспринимать как округл. Ч. сорок лет → перехода через пустыню (Чис 32:13; Втор 2:7; Втор 8:2,4; Нав 5:6; по поводу его хронологии) и время царствования Давида (2Цар 5:4; ср. ст. 5), Соломона (3Цар 11:42) и Иоаса (4Цар 12:2). Срок в сорок дней неоднокр. упоминается в рассказе о потопе (Быт 7:4,12,17; Быт 8:6), Моисей дважды по сорок дней оставался на горе Синай (Исх 24:18; Исх 34:28), израильтяне сорок дней разведывали землю Ханаанскую (Чис 13:25; Чис 14:33–38), а Илия сорок дней шел до горы Хорив (3Цар 19:8). Иисус сорок дней постился в пустыне (Мф 4:2; Мк 1:13; Лк 4:2), прежде чем приступить к Своему обществ. служению, и в течение сорока дней являлся ученикам после Своего воскресения (Деян 1:3). В проповеди Ионы в Ниневии сорок дней были определены как срок для покаяния (Иона 3:4). Большая часть упомянутых примеров связана с подготовкой к чему-либо и с различными испытаниями;

в) Ч. СЕМЬДЕСЯТ (— 7 х 10) — это также Ч. полноты, завершения. Семьдесят старейшин представляли народ Израиля пред Господом (Исх 24:1,9–11), такое же Ч. их было выделено для того, чтобы помочь Моисею нести груз управления народом (Чис 11:16–30). Семьдесят учеников Иисус послал в те города и места, куда хотел прийти Сам (Лк 10:1). Это указывает и на то, что Его Весть была предназначена всему человечеству. Семьдесят лет просуществовала Нововавилонская империя (Иер 25:11–14; Иер 29:10), покорившая Израиль; так же долго должно было продлиться время суда над Тиром (Ис 23:15,17). Срок в семьдесят седьмин был установлен для совершения важного цикла событий Свящ. истории (Дан 9:24–27);

г) ТЫСЯЧА (— 10 х 10 х 10) знаменует собой → тысячелетнее Царство Божие, которое Иисус установит на земле (Откр 20:1–6);

12) Ч. ДВЕНАДЦАТЬ, число месяцев в году (см. 1Пар 27:1) и часов в дне (Ин 11:9), особым образом является полным Ч. народа Божьего. Двенадцать сыновей Иакова стали прародителями двенадцати Израильских → колен (Исх 24:4; Исх 28:9–43; Нав 4:8–14; 3Цар 18:31; Мф 19:28; Иак 1:1; ср. Лев 24:5–9; Суд 19:29; возм. также 3Цар 7:25; 3Цар 10:20); им соответствуют в НЗ двенадцать → апостолов (Мф 10:1–4; Деян 1:13–26). Двадцать четыре — это Ч. отделений священников (1Пар 24) и левит. певцов (1Пар 25), сорок восемь — Ч. городов левитов и священников (Чис 35:7; Нав 21:42). Особенно часто Ч. двенадцать с производными от него Ч. упоминается в Откровении. Двенадцать звезд в венце женщины, символизирующей Церковь (Откр 12:1); Ч. 12, 12 тыс. и 144 тыс. представлены в описании нового Иерусалима (Откр 21:12–21); 12 х 12 тыс. — 144 тыс. — это Ч. запечатл. из Израильских колен (Откр 7:4–8; ср. Откр 14:1); 24 старца поклоняются Господу перед престолом Божьим (Откр 4:4,10).

Слово Число найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ЧИСЛО ср. количество, счетом, на вопрос: сколько? и самый знак, выражающий количество, цифра. Без числа; нет числа, без счету, многое множество. Поставь приборы, по числу гостей. Числа римские, арабские или церковные. Целое число, противопол. дробь. Четное число, что делится на два без дроби. Круглым числом, средним. Число месяца, день, по счету, счетом, начиная с первого до 31-го. Татарове реша: дайте нам число, стар. счет населенью, перепись народа. Не с числа говоришь, вят. перм. неверно, ошибочно, неправду. Число в число на тот месяц. Книга Чисел, четвертая из пяти книг Моисеевых: счисленье еврейского народа, станов и колен его, в пустыне. Занятия расписаны по числам (месяца). Все числом да счетом. В том числе, в сем счету, в общем количестве. Числовой вывод, в числах, в цифрах, количественный. Числить что, исчислять, считать, рассчитывать, | считать в числе чего, полагать в счет. Его числят, он числится в полку. Вычислить путь планеты. Дочислиться до вывода. Зачислить кого на службу. Исчислить нужды свои. Начислить на кого долг. Отчислять часть доходов в запас. Почислить дело решенным. Перечислить кого в другое ведомство. Он причислен к министерству. Прочислил одну статью, пропустил. Расчислить, почем придется на брата. Арифметики счисляют мудреные задачи. Численье, действие по глаголу. Численные величины, алгебр. означенные не буквами, а числами. - люди, стар. податные, окладные. Численник стар. счетчик, переписчик народа русского, от татар. Говори численно, вят. порядком, правильно, законно, верно. Численность, число, счет чего, количество. Численность населенья все растет. Числитель м. числящий, исчисляющий что. | Числитель, верхняя цифра дроби, означающая, сколько частей взято от целого, разделенного на столько частей, сколько единиц в знаменателе. Числительный, к числителю относящ.; указывающий число чего либо. - имя, грамматич. слово, означающее счет. Численка ж. тамб. тул. чисменка ниж. перм. олон. чисменница костр. в мотке ниток, и в основе ткацкой, зубок; три нитки; десять численок одна пасма; ниж. костр. чисменка четыре нитки или два гнезда; вологодск. 20 чисменок, по 3 оборота, одна пасма; местами 40 чисменок пасма, в 120 ниток. Числовед или числослов, арифметик, счетчик. Числословная, числоведная наука, числоведенье, числословие, арифметика, математика, счетная наука.
Словарь Вихлицкого :
Хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное значение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). В древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев — вплоть до Маккавейского периода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этой особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа, относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15:13 и Исх 42:20; 2Цар 8:4; 2Цар 10:18 и 1Пар 18:4; 1Пар 19:18; 4Цар 21:1 и 2Пар 33:1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается (например, Суд 20:1).

Многие древние философы, особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе. До сих пор выискиваются замечательные числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием кабала (отсюда кабалистика), которое считало все в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык, сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства.
Словарь Нюстрема :
С древнейших времен различным числам приписывали тайные значения. Философы, последователи Пифагора (около 500 г. до Р.Хр.), утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей и подробно определили качества и роды чисел. По их утверждению, один есть мужское число, ибо от него происходят все остальные, два — женское число, потому что соединение 1 и 2 производит единство и многообразие; три — первое совершенное число, так как 3 помноженное на 3, больше, чем 3 сложенное с 3, чего не бывает с 2, ибо 2 x 2 = 4 и 2 + 2 = 4. Нечетные числа — ограничены: четные же неограниченны; ибо четное число можно делить пополам, тогда как нечетное при таком делении дает остаток. Число 4 совершеннее числа 3, ибо в четырех первых числах заключена вся полнота или 10 (1 + 2 + 3 + 4); 10 есть число окончания, величайший символ мирового порядка. У человека также 10 пальцев на руках и 10 на ногах. Число 7 является символом святости, здоровья и разума; 8 — число любви, дружбы и творчества и т.д. Подобным образом некоторые исследователи Библии стремились объяснить символику библейских чисел, например: 12 есть число хроматической гаммы, ибо октава заключает 12 полутонов; но, чтобы гамма стала законченным целым нужно добавить тринадцатый полутон, — следовательно 12 = 13. Так, известно о 12 + 1 подвигах Геркулеса; о 12 + 1 коленах израилевых, о 12 + 1 апостолах и т.д. Число 12, как произведение совершенных чисел 3 и 4, является также священным числом семейства; поэтому Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, — трех отцов; и 12 колен произошли от 4 матерей: Лии, Рахили, Баллы и Зелфы. Примеры на число 3 в Библии следующие: отречение Петра повторилось трижды; Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза; видение, которое ему было (Деян 10:1) повторилось также 3 раза; 3 года искал плодов на смоковнице (Лк 13:7), в 3 меры муки женщина положила закваску (Мф 13:1). Также и в книге Откр 3:5 — три обещания; Откр 3:8 слова хваления; Откр 3:12 имени; Откр 3:18 совета; Откр 4:5 предмета, которые исходили от престола; Откр 4:8 — троекратное «свят», равно как и в Ис 6:3 и т.д. Число 4 встречается в следующих местах: Откр 4:6 животных; Откр 7:1 ангела; 4 угла земли; 4 ветра; Откр 12:9 имени сатаны; Откр 14:7 сотворенных Богом предмета; Откр 12:10 совершенства власти Бога; Откр 17:15 имени народов и т.д. Как примеры на число 5, половину 10, приводят Исх 22:1, Лев 22:14, Мф 25:12. Число 7 называется «истинно святым числом», как соединение числа 3 — божественного совершенства, и 4 — мирового порядка; следовательно оно является символом союза Бога с человеком, или общения между Богом и Его творением. В 7 день, после шести дней творения, Бог почил. По 7 пар из чистых животных должно было взять в ковчег (Быт 7:2). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Быт 41:29). Каждый 7-ой день был свят, также каждый 7-ой год и после 7 x 7 лет, наступал юбилейный год. Большие праздники праздновались 7 дней; при многих жертвоприношениях число животных было 7. Золотой светильник имел 7 ветвей; 7 священников с 7 трубами ходили 7 дней вокруг Иерихона и в 7 день обошли его 7 раз. В книге Откровения говорится о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах, 7 язвах и 7 ангелах, выливавших чаши. Число 7 употребляется в Библии часто, как круглое число», срав. 1Цар 2:5, Иов 5:19, Притч 26:16, Притч 26:25, Ис 4:1, Иер 15:9, Мф 12:45; также «всемеро» (Быт 4:15, Быт 4:24, Лев 26:24, Пс 11:7, Пс 18:12, Мф 18:21); высшей степенью является «седмижды семьдесят» (Мф 18:22). 10, число совершенства, которое также является числом 10 заповедей Божиих, часто употребляется как «круглое число». Так, например, 10 женщин в Лев 26:26; 10 человек у Ам 6:9; 10 драхм у Лк 15:8; 10 мин (Лк 19:13); 10 рогов и 10 венцов зверя (Откр 13:1). Также и число 12 часто встречается в книге Откровения: 12 ворот; 12 ангелов; 12 плодов; 12 тысяч стадий; 12 раз 12 тысяч запечатленных. см. Откр 7:4, Откр 21:12, Откр 21:16, Откр 22:2. Другое число, которое часто употребляется как «круглое число», есть 40. Мы читаем о сорокадневном посте Моисея, Илии и Иисуса (Втор 9:9, Втор 9:18, Втор 10:10, 3Цар 19:8, Мф 4:2); преступник наказывался 40 ударами (Втор 25:3); 40 дней нужно было для очищения после рождения младенца мужеского пола (Лев 12:2, Лев 12:4); 40 дней лил дождь во время потопа (Быт 7:1); 40 дней было дано Ниневии на размышление (Иона 3:4); 40 лет является обозначением срока, которое часто встречается в истории Израиля. На три сорокалетних периода разделяется жизнь Моисея (Деян 7:23, Деян 7:30, Деян 7:36, Втор 34:7); 40 лет жили спокойно израильтяне во время Гофониила (Суд 3:11). Девора и Барака (Суд 5:1), Гедеона (Суд 8:28). 40 лет филистимляне притесняли Израиля; 40 лет продолжалось служение Илии (1Цар 13:21) и Давида (3Цар 2:11). Число 1000 часто встречается в значении множества; так, например, 1000 крат (Втор 1:11); 1000 родов (Втор 7:9, 1Пар 16:15); одно из 1000 (Иов 9:3); 1000 дней (Пс 83:11); 2 раза 1000 (евр.) лет (Еккл 6:6); 1000 виноградных лоз (Ис 7:23); 1000 лет (2Пет 3:8). Об Откр 20:2 и дал. см. «Воскресение». В связи с указанным здесь вкратце значением чисел следует заметить, с какою тщательностью указаны в Библии размеры для строений, произведенных по повелению Божию, например, для постройки ковчега (Быт 6:15), для скинии и ее принадлежностей (Исх 25:1, срав. Откр 21:15). Срав. числа и меры, которые обнаруживаются в творении мира и мировом строе (Иов 28:20, Пс 103.24, Притч 8:22, Ис 40:12, Иер 10:12, Иер 51:15). Исчисляющий количество звезд (Пс 146:4) счел также и количество волос на голове (Мф 10:30, Лк 12:7). О «высшей небесной математике» см. Еф 3:18. Число зверя в книге Откр 13:18 упоминается как особенное число; это число человеческое, т.е. оно может быть сочтено людьми, и сумма его составляет 666, т.е. буквы его, если они читаются, как цифры, составят 666. Среди сотни толкований, которые пытались дать этому числу, упомянем о том, которое встречается уже у Иринея (202 г. по Р.Хр.) и которое в этом числе находит слово Латейнос (греч. форма от Latinus). Буквы в этом слове представляют по-гречески следующие цифры:

Л 30 а 1 т 300 е 5 й 10 н 50 о 70 с 200 ------- . 666

»Это решение задачи кажется единственным достойным внимания», говорит Альфорд; «Империя языческого Рима и папство христианского Рима — оба характеризуются словом латинский; латинская церковь, латинское богослужение (даже и там, где народ не понимает из него ни одного слова), — вот ложная похвала папства». Однако Альфорд добавляет, что, хотя это толкование и кажется ему наиболее приемлемым из всех известных ему, но все же почти уверен, что оно неправильно. Другие толкования относят число 666 к следующим лицам: «Нерон Кесарь», «Бонапарт», «Мартин Лютер» и т.д. Существуют и такие толкования, которые сравнивают это число с ежегодным доходом Соломона, составлявшим 666 талантов золота, или с 66 сыновьями Адонирама (Езд 2:13) и т.д.

Слово число в симфонии
В Библии слово "число" упоминается в 71 стихах.

Исх 5 : 8
а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему;
Исх 5 : 18
Пойдите же, работайте; соломы не дадут вам, а положенное число кирпичей давайте.
Исх 23 : 26
Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.
Лев 25 : 16
если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе.
Чис 23 : 10
Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!
Чис 26 : 51
Вот число вошедших в исчисление сынов Израилевых: шестьсот одна тысяча семьсот тридцать.
Суд 7 : 6
И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду.
2Цар 24 : 2
И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
1Пар 7 : 2
Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот.
1Пар 11 : 11
и вот число храбрых, которые были у Давида: Иесваал, сын Ахамани, главный из тридцати. Он поднял копье свое на триста человек и поразил их в один раз.
1Пар 12 : 23
Вот число главных в войске, которые пришли к Давиду в Хеврон, чтобы передать ему царство Саулово, по слову Господню:
1Пар 21 : 2
И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана, и представьте мне, чтоб я знал число их.
1Пар 23 : 3
и исчислены были левиты, от тридцати лет и выше, и было число их, считая поголовно, тридцать восемь тысяч человек.
1Пар 25 : 7
И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь.
2Пар 26 : 12
Все число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот,
2Пар 29 : 32
И было число всесожжений, которые привели собравшиеся: семьдесят волов, сто овнов, двести агнцев -- все это для всесожжения Господу.
1Езд 1 : 9
И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей двадцать девять,
1Езд 2 : 2
пришедшие с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Сараием, Реелаем, Мардохеем, Билшаном, Мисфаром, Бигваем, Рехумом, Вааном. Число людей народа Израилева:
Неем 7 : 7
те, которые пошли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Азариею, Раамиею, Нахманием, Мардохеем, Билшаном, Мисферефом, Бигваем, Нехумом, Вааною. Число людей народа Израилева:
2Езд 2 : 13
Число же их было: возливальниц золотых тысяча, возливальниц серебряных тысяча, серебряных курильниц двадцать девять, чаш золотых тридцать, серебряных две тысячи четыреста десять, и других сосудов тысяча.