Словарь Нюстрема : ворота
I 1) вход в → город обычно запирали на ночь или при приближении врага (Нав 2:5; Неем 7:1,3; Неем 13:19). Створки гор. В. обычно были сделаны из толстых брусьев, железные засовы и поперечные балки повышали их прочность (Втор 3:5; 1Цар 23:7; 3Цар 4:13; Пс 147:2). Вокруг В. нередко сооружались небольшие крепости со сторожевыми башнями и крытыми оборонит. сооружениями (см. 2Цар 18:24,33), на которых несли службу привратники и дозорные (см. 4Цар 7:11; Иер 37:13; Иез 33:2). При осаде города целью осаждающих было захватить В., а целью обороняющихся — защитить их (Ис 28:6; Наум 3:13). → Крепость (II,3 и III) → Иерусалим (III,В);
2) внутри В., а также на площади, непосредств. примыкавшей к ним (Неем 8:16), народ собирался для разбират-ва судебных тяжб (Иов 31:21; Пс 126:5; Ис 29:21; Ам 5:10). Здесь пророки возвещали волю Божью (Иер 17:19), здесь оглашали цар. указы и выставляли на всеобщее обозрение казненных (4Цар 10:8), здесь же заключались договоры и сделки (Быт 23:10,11; Втор 25:7; Руф 4:1,11; 4Цар 7:1). К В. народ стекался при разного рода бедствиях и катастрофах, здесь же он собирался для коллективного покаяния (Ис 3:25; Ис 14:31). Только в городах эллинистич. периода это важное место в жизни города заняла рыночная площадь, располож., как правило, в другом, удал. от В. месте;
3) израильтяне, исключ. из общества, должны были жить за пределами города. Так, прокаж. влачили жалкое существование перед В. городов (4Цар 7:3). За В. Иерусалима был казнен Иисус Христос (Евр 13:12). Там же, по отношению к → миру, находится место Его → учеников.
II. 1) «ворота властелинов» (Ис 13:2) — это, как и «царские ворота» (Есф 4:6), В. цар. дворца. В 2Цар 15:2; 4Цар 9 также подразумевается вход в цар. дворец. В В. дворца и перед залом для аудиенций находилось место, где располагались цар. чиновники (Есф 3:2,3; Есф 5:9,13), поэтому выражение «сидеть у ворот царских» означало: быть чиновником царя (Есф 2:19,21);
2) храм, наряду с внешними В., имел и несколько внутр. В., соединявших отдельные дворы (2Пар 31:2; Пс 99:4; Пс 117:19; Иер 7:2). Из ВЗ известны названия некоторых храмовых В. (Иер 20:2; → Иерусалим, III,В, 13,14), но сведения об их местонахождении до нас не дошли. О → храме (VI) времен Иисуса Христа мы знаем несколько больше → Привратник, II). О В. храма Иезекииля (Иез 40).
III. Подобно тому как земной Иерусалим яв-ляется тенью и прообразом небесного, земные В. служат прообразом В. небесных. Ничто нечистое не войдёт через них в небесный город (Зах 14:10; Откр 21:27). Они не будут закрыты для праведного народа (Ис 26:2), и верующие язычники также смогут войти через них (Ис 60:11; Мих 2:13). В Ис 54:12 они изображены как ворота из жемчужин, а в Откр 21:21 — как жемчужины.
Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения Неем 3:1 и Неем 12:1 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4):
• Овечьи (Неем 3:1, Неем 3:32; Неем 12:39),
• Рыбные (2Пар 33:14; Неем 3:3; Неем 12:39; Соф 1:10),
• Старые (Неем 3:6; Неем 12:39),
• Ефремовы (4Цар 14:13; 2Пар 25:23; Неем 8:16; Неем 12:39),
• Долины (2Пар 26:9; Неем 2:13; Неем 3:13),
• Навозные (Неем 2:13; Неем 3:13, Неем 3:14; Неем 12:31) (в Иер 19:2 названы Харшиф),
• Источника (Неем 2:14; Неем 3:15; Неем 12:37),
• Водяные (Неем 3:26; Неем 8:1, Неем 8:3, Неем 8:16; Неем 12:27),
• Темничные (Неем 12:39),
• угольные (угловые) (4Цар 14:13; 2Пар 25:23; 2Пар 26:9; Иер 31:38; Зах 14:10).
В Иез 48:31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.
Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:
а) царского дворца -
• Вениаминовы (Иер 20:2; Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10),
• конские (4Цар 11:16; 2Пар 23:15; Неем 3:28; Иер 31:40),
б) неизвестного положения -
• Гаммифкад (Неем 3:31),
• городские (4Цар 23:8),
• Иисуса градоначальника (4Цар 23:8),
• первые (Зах 14:10),
• средние (Иер 39:3),
• телохранителей (4Цар 11:6, 4Цар 11:19).
В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум 2:6). (см. также храм)