Словарь Вихлицкого : соль
I. В Книге Иисуса, сына Сирахова, С. причисляется к продуктам, крайне необходимым для жизни человека (Сир 39:32; ср. Иов 6:6). С древнейших времен С. в больших количествах добывали на Мертвом (Соленом) море. С. была главным предметом внутр. торговли в Палестине. В конце времен, когда исходящий от жертвенника святилища поток живой воды сделает «здоровыми» даже воды Мертвого моря, все же останутся болота и лужи, где можно добывать С. (Иез 47:11).
II. 1) в ВЗ С. отнесена к сфере божественного; все, что посыпано С., не портится и не пропадает. Таким образом, с ней связано представление о силе, поддерживающей, охраняющей и продлевающей жизнь. Новорожд. детей обтирали солью (Иез 16:4). → Елисей превратил нездоровую воду, которая, очевидно, была причиной бесплодия земли, в здоровую, добавив в нее С. (4Цар 2:19–22). Без С. не обходилось ни одно жертвоприношение (Лев 2:13; Иез 43:24). Это должно было показать, что такая «посоленая» жертва не только охраняет человека пред Богом, но и соединяет его с Ним. С. жертвы — это С. завета (завет С.: Чис 18:19; 2Пар 13:5). Вместе с тем она символизирует прочность и продолжительность завета Божьего. В Библии отражено и распростран. на Ближнем Востоке представление о том, что съеденная вместе с к.-л. соль обладает силой, объединяющей людей. Это относилось к гостю, а также к чиновнику царя, который ест С. в цар. доме (Езд 4:14);
2) но С. — это также и символ разрушит. проклятия и гнева Божьего (Втор 29:23; Пс 106:34; ср. Суд 9:45). С. могла обозначать Божью животворящую милость и уничтожит. суд.
III. 1) в НЗ Иисус говорит об очистит. суде, где «всякий огнем осолится» (Мк 9:49);
2) в Мф 5 подразумевается предохраняющая сила С. То, чего раввины ожидали от Торы, от Закона, Иисус признает за Своими учениками: их присутствие предохраняет мир от полного разложения и сдерживает готовый разразиться суд (см. Быт 18:24). Сила С. заключена в слове Иисуса, которое живет среди Его учеников (Мк 9:50; Кол 4:6);
3) может ли С. утратить свою силу (досл. «стать не соленой» Мк 9 или «негодной» Мф 5:13; Лк 14:34)? Все попытки объяснить это утверждение тем, что С., добываемая не промышл. способом, может оказаться непригодной в пищу из-за высокого содержания примесей, неубедительны. Вопрос Иисуса о несоленой С. — это вопрос-загадка об утрате принадлежности к Богу. То, что невозможно в природе, человек может сделать возможным, если утратит дар Иисуса и не ответит на Его призыв. Иисус говорит о → свободе каждого человека, которая предусматривает возможность отпадения, и поэтому добавляет к Своей загадке: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 5:35).
Соль добра и полезна. Мк 9:50.
Приправа к пище. Иов 6:6.
При жертвоприношениях. Лев 2:13. Иез 43:24.
При заключении союзов. Чис 18:19, 2Пар 13:5.
Для укрепления здоровья новорожденных детей. Иез 16:4.
Как знак дружбы. Езд 4:14.
Теряла силу, будучи неприкрыта. Мф 5:13. Мк 9:50.
Добывалась из рытвин. Соф 2:9.
Находилась в источниках. Иак 3:12.
Близ Мертвого моря. Чис 34:12. Втор 3:17.
Места нахождения соли были бесплодны. Иер 17:6. Иез 47:11.
Долина соли прославлена победами. 2Цар 8:13; 4Цар 14:7; 1Пар 18:12.
Жена Лота превратилась в столб соли. Быт 19:26.
Елисей очистил плохую воду бросив в нее соль. 4Цар 2:21.
Пространство, посыпанное солью, становилось пустынным. Суд 9:45.
Щедро предложена евреям после их пленения. Езд 6:9, Езд 7:22.
В переносном смысле о:
Святых. Мф 5:13.
Милосердии. Мк 9:50.
Мудрых словах. Кол 4:6.
Лишенных благодати. Мф 5:13. Мк 9:50.
Безплодии. Соф 2:9.
Ожидающей нечестивых погибели. Мк 9:49.
По Иез 16:4 новорожденные младенцы натирались солью. Соль, как предохранение от порчи продуктов, является символом важности и силы, почему и Спаситель назыавет Своих учеников солью мира (Мф 5:13, срав. Лк 14:34, Мк 9:49 и дал., Кол 4:6) Выражение «есть соль» у кого-либо обозначает — быть на службе у него, или быть в союзе с ним, смотри Езд 4:14 «мы едим соль от дворца царского», т.е. мы состоим на службе у царя. «Завет соли», т.е. прочный завет (Чис 18:19, 2Пар 13:5, срав. Лев 2:13). Арабы до сих пор считают того союзником, кто ел вместе с ними соль и хлеб. Еврейка в Сирии сказала нам (автору книги и его спутникам) однажды: «Мы сделались как будто братьями и сестрами; мы вместе с вами ели хлеб и соль».
С другой стороны, так как почва, содержащая в себе соль, бесплодна, то соль стала символом смерти и погибели. Неплодородная земля называется по-еврейски «соленой степью» (Иов 39:6, срав. Втор 29:20, Пс 106:34, Иер 17:6, Соф 2:9), поэтому на разрушенные города посыпали соль (Суд 9:45).
Заключение, которое выводят некоторые из Лк 14:35, что соль употребляется для удобрения земли, является необдуманным.