Метрика
Отец. Симфония для Библии.
Загрузка

отец

В Библии слово "отец" упоминается в 330 стихах.

Быт 4 : 20
Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
Быт 4 : 21
Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Быт 9 : 18
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
Быт 9 : 22
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
Быт 19 : 31
И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;
Быт 19 : 37
и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне.
Быт 19 : 38
И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.
Быт 22 : 7
И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Быт 26 : 5
за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
Быт 26 : 18
И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его.
Быт 27 : 6
а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
Быт 27 : 12
может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
Быт 27 : 14
Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
Быт 27 : 18
Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
Быт 27 : 26
Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.
Быт 27 : 31
Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
Быт 27 : 32
Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
Быт 27 : 34
Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
Быт 27 : 38
Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.
Быт 27 : 39
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;
Слово Отец найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
ОТЕЦ м. у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя. Отец-мать, родители. Мне отец-мать этого делать не приказывали. Отец родной, кровный; отец по матери, отчим, вотчим; отец названный, взявший приемыша и бывший ему за отца; отец духовный, духовник или исповедник; отец крестный, восприемник от купели. Отец посаженый, ряженый или прибеседный, заступающий место отца, в брачном обряде. Ни отец до детей, как Бог до людей. Отца с сыном и сам царь не рассудит. Поминай отца, как время придет. Отцов много, а мать одна (его легче заменить). В дороге и родной отец товарищ (должен помогать). Хорошо бы жить у отца, да нет его у молодца! Поживешь, и Кузьму отцом назовешь! Отец быль Флор, а детки Миронычи. Не суйся (не лезь) наперед отца в петлю. Не хвались отцом, хвались сыном молодцом. Муж жене отец, жена мужу венец. Наперед отца и матери детки родятся? копны и зарод. Отец шатер, мать ладер (?), сынки хватки, дочки полизушки? (гумно). | Бог, Создатель, Творец, Отец небесный. Милосердый Отец молитву услышит. | Первое лицо или первая ипостась св. Троицы, Бог Отец, Бог Сын, Бог дух святый. | Почет, придаваемый всему духовенству, от Иеродиакона до архимандрита, и от диакона до протоиерея, включит. Отец диакон. Отец Иван, иерей, священник, поп. Святые отцы, или святители, толковавшие христианское (православное) ученье. Отцы церкви, отцы собора, заседавшие на соборах. О монах, говор.: У честных отцов не найдешь концов. | Родоначальник, предок, прародитель. Отец рода человеческого, Адам. Отцы наши не делали этого, и нам не велели. | Благодетель, кормилец, покровитель, заступник. Барин наш отец родной. Он мне был родной отец. | Старший, первый или главный. Река Евфрат всем рекам отец (мать). Арарат гора всем горам отец. | Изобретатель важной части науки, художества, ремесла, или весьма прославившийся чем. Отец врачебной науки Гиппократ. | Корень, основанье, начало, источник. Санскритский язык отец языков европейских. Нужда отец догадки. Отец отечества, благодушный государь. | Отцы наши, и отцы и деды, предки, праотцы. Отцы наши зтого не знавали, и нам не приказали (или не делывали и не велели). | Отец, у пчеловодов: улей, пень, колода с пчелами, в которой отроился молодой рой. Молодой рой без своей матки от отца не отходит. Отцев, отцов, отцу лично принадлежащий. Не тронь отцовых рукавиц. Отце(о)вский, отецкий, отеческий, отческий, отчий, отний, отень, принадлеж. свойственый отцу или отцам, к ним относящ. Отцовское прожил, а своего не нажил. Отцовское именье, отчина, наследственое; не материнское (материнка). Гой ты, отецкий сын! законный, не безотний. Отеческая любовь, заботы, любовь отца, или равная ей. Отча руку наказуя благословляет. Отне достояние во прах пошло. Отеческий сын, ниж. не сирота, у кого жив отец. Он отечески обошелся со мною, как отец, родительски. Отецки карает, отецки и милует. Отцовским умом (наукою) жить деткам, а отцовским добром не жить, надо зарабатывать самим. Отцовский сын. В отцовское стремя вступил (казачья). Отечник м. церк. патерик, пролог, житейник, сборник житий преподобных отцов. Отцовщина или отнина ж. отцовское наследье, что перешло от отца, и движимое имение, тогда как отчина, вотчина, недвижимое наследье от отца или деда. О'тчинная грамота, жалующая родовым населенным именьем, и притом наследствено. О'тчинник м. вотчинник -ница, наследник и сам владелец отчины. Отчич м. сын и родовой наследник отца своего. Отчич и дедич Белополья. | О'тчич, сын отчизны своей, патриот. Отечество ср. состоянье отца, бытность отцом, родительство. Отечество его сомнительно: неизвестно, он ли отец. | Родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство, в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле. Отец мой выходец, а мое отечество Русь, руское государство. Второе отечество, земля, где выходец поселился, приняв подданство, или прочно, навсегда водворившись. За отечество живот кладут, о воинах. | Народн. икона Бога Саваофа с архангелами. | Стар. почетное звание духовника. Избран бысть во отчество, в духовные отцы. II Стар. древность рода, местничество, достоинство по родовым отличиям отцов, предков. Тягался в отечестве Б. Ф. Годунов с кн. Сицким. В полках быти княжатам и детем боярским с воеводами без мест (не считаться местами, не местничать), и в том отечеству их унижения нет. | раскольн. борода с усами. За отечество головы положим, 0течествие ср. церк. отечество, родина, своя земля. Отечественый язык, свой, природный, прирожденный. Отечественая война, во спасение отчизны; у нас, война 12-го года. Отчество или отечье, отечье ср. пск. твер. название по отцу, по отцовскому имени, с измененьем окончания его, попросту, на ов, ев, ин, и ова, ева, ина, а почетно на вич, ич, и на вна, ична. Иванов, Ильин; Иванович, Ильич; Сергеева, Никитина, Сергеевна, Никитична и пр. Отчества первого рода часто обращаются в прозванье; второго рода, обычно придаются к имени; иногда, как средняя степень почета, говорятся и по себе: Здравствуй, Фоминична! Есть отчественные или семейные прозванья, от прозвищ или прозваний же, на аго и овых; Мертваго, Веселаго, от мертвый, веселый; Черных, Ильиных, Нагих и пр. от черный, Ильин, нагой и пр. Отечина пск. твер. отчина, наследье от отца; | отчество; | дети, почитающие отца. О'тчим, вотчим, отец по матери, второй отец, неродной, другой муж матери, коему женины дети от первого брака пасынки и падчерицы; мать же неродная, мачиха. О'тчимово именье пасынку не корысть. Отчимья любовь не отчая. Отчизна ж. отечество, родина. Рыбам море, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг. Отчизнушка, отчизненка ты моя! Отчизненный, к ней относящ. Отчизнолюбивый народ. Славяне отчизнолюбцы. Отче(отчизно)любец м. -бица ж. и отчизник, патриот; -любивый гражданин. Отч(ц)елюбивый, любящий отца. Отцеименный, зовомый по отцу, отчеству. Отценачальник, отец отцов, дедов; прадед, родоначальник, старший в поколении. Отцеубийца об. кто убил, сгубил отца, мать. Отцеубийственные помыслы.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

Причина и происхождение всякого отцовства — в Боге (Мф 23:9; Еф 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Рим 4:17). Бог — Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ин 1:14,18; Еф 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность. Бог и людей принимает как Своих детей (2Цар 7:14; Лк 12:32). Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Мф 6:8) и проявляется в Его любви (Ин 16:27).

I 1) О. — это тот, кто порождает → детей (Пс 2:7) и воспитывает их. Отцовство — это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Пс 126:3), который получает не каждый (Лк 20:28–31). Понятие «дед» чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Мф 21:9). Из отчего дома ведут три пути: а) сын покидает О., чтобы «прилепиться к жене» и самому стать О. (Быт 2:24); б) сын может умереть для О., причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Лк 15:24);

в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О., если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Мф 4:22; Лк 14:26);

2) В ВЗ отношения между О. и сыном упорядочены заповедями, значение которых подчеркивается присовокупл. к ним предупреждениями (Втор 21:18–21; Притч 30:17). Долг О. заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание (Лк 11:11), руководить ими и воспитывать их (Притч 13:24; Евр 12:8), но прежде всего — в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Втор 6:7; Еф 6:4). Если О. оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Исх 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ. пределом (Втор 24:16; Иез 18:17–20). След., О. не может поступать по собств. произволу; в частн., в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Еф 6:4), доводить их до уныния (Кол 3:21). Дети обязаны чтить О. (Исх 20:12; Притч 30:17) и быть послушными ему (Притч 23:22). В ВЗ О. имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Быт 22:1–10). Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Притч 19:26; Мф 15:5). То обстоятельство, что отношения между О. и детьми, которые должны регулироваться любовью (Быт 22:2; Быт 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд. мерой и свидетельствует о нарушении установл. Богом порядка. И все же у О. есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч. отцовство также является отражением отцовства Бога (Притч 23:26; 1Ин 4:10,19);

3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О. называют человека, исполняющего родит. обязанность по обеспечению детей, когда родств. связь отсутствует, т.е. благодетеля (Иов 29:16; Иов 31:18), доброго господина (4Цар 5:13) или правителя (Быт 41:43; 1Цар 24:12; Ис 22:21). Так, О. может называться священник или пророк, если человек (или люди) доверяет себя его руководству (Суд 17:10; 4Цар 2:12; 4Цар 13:14);

4) в НЗ понятие «О.» переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1Кор 4:15; Флп 2:22; Флм 1:10). Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1Тим 1:2; 2Тим 1:2), а Петр — к Марку (1Пет 5:13). Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, которые благодаря ему пришли к вере (1Фес 2:11). О. в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, т.е. верующих (1Ин 2:13,14).

II. 1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама. Он — патриарх, праотец (Евр 7:4). С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми. Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О. Фарры (Нав 24:2). В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Быт 26:3). Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Быт 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О. (Быт 46:3). Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом — Исав, которых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исх 3:6). Так, Бог заключает завет с народом, О. которого являлся Авраам и который чтил Бога своих отцов. След. поколения включались в дело спасения, которое Бог совершил в отношении их отцов (Исх 6:3; Чис 11:12; Втор 4:31; Втор 5:3);

2) еще до вавил. плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (→ Союз, завет), который Бог заключил с их отцами (Иер 31:32). В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Мф 5:12; Мф 23:31). После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Мал 4:6; Лк 1:16,17). Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Ин 8:33,37). В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Гал 3:6,29) и является полноправным членом народа Божьего (Еф 2:19). Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Деян 24:14).

III. Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет по-новому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям. Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он — Отец для Своего народа, Израиля (Ис 63:16; Иер 3:4; Иер 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Пс 67:6). В результате подвига Его единородного Сына → Иисуса Христа (→ Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Иак 1:18; 1Ин 2:29; 1Ин 3:9; 1Ин 4:7) становятся «детьми Божиими» (1Ин 3:1). К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1Пет 5:7). Он воспитывает их (Евр 12:6–8) и назначает их Своими наследниками (Рим 8:17). Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1Ин 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Рим 16:19; Евр 5:9). Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Ин 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Кол 2:7; 1Фес 5:18) и доверит. обращались к Нему — «Авва» (Рим 8:15; арам. доверит. обращение детей к отцу, соотв. рус. «папа»).

Словарь Вихлицкого :
Кроме непосредственного родителя (Быт 42:13), а также предков вообще (Чис 20:15; 3Цар 15:3), отцом в Священном Писании называются и многие другие лица: левит, которого Миха поставил священником в своем доме (Суд 17:10); Иосиф, поставленный вторым по фараоне (Быт 45:8); Иавал, родоначальник кочевников (Быт 4:20); Иувал, родоначальник музыкантов (Быт 4:21); основатели или начальники некоторых городов (1Пар 2:51; 1Пар 4:5, 1Пар 4:18). Авраам назван отцом многих народов (Быт 17:3), всего еврейского народа (Ин 8:56) и всех верующих (Рим 14:16). Слово отец употреблялось также как уважительное обращение к старшим (1Цар 24:12; 4Цар 2:12). Ап. Павел употребил его в отношении благовестников (1Кор 4:15). Господь запретил верным Своим кого бы то ни было называть отцом на земле (Мф 23:9 — ср. Мал 2:10; Мф 10:37; Лк 14:26), ибо у них у всех один Отец. (см. также сын)
Словарь Нюстрема :
евр. ав. Отцовская власть пользовалась в Израиле большим почтением и благословение отца ценилось очень высоко (Быт 27:27,49). За преступление против отца или матери строго наказывали (Исх 21:15, Втор 21:18 и дал.). В образе отца Бог часто показывает свое отношение к Своему народу (Втор 32:6, Ис 64:8, Ос 11:1, Рим 8:15 2Кор 6.18); напротив, сыны тьмы находятся во власти «отца лжи» или «дьявола» (Ин 8:44).

Слово отец обозначало иногда предков или старейшин (Ин 8:56, Рим 4:16, Деян 22:1), учителей, советников, правителей или благодетелей (Суд 17:10, 4Цар 2:12, 1Цар 24:12). Также говорится об отцах во Христе, которые, окрепши в благодати, стали способны учить и увещевать других (1Кор 4:15, 1Ин 2:13). Но в духовных вопросах признавать кого-либо отцом, слепо ему повиноваться, Христом воспрещено (Мф 23:9).

В Быт 4:20 слово отец, по-видимому, обозначает первого, начавшего известный образ жизни или открывшего, новый род искусства; см. «Иавал и Иувал».