Загрузка

народ

В Библии слово "народ" упоминается в 1170 стихах.

Быт 11 : 6
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
Быт 12 : 2
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
Быт 14 : 16
и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.
Быт 17 : 20
И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
Быт 18 : 18
От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
Быт 19 : 4
Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
Быт 20 : 4
Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь [не знавший сего] и невинный народ?
Быт 21 : 13
и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое.
Быт 21 : 18
встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.
Быт 25 : 23
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
Быт 34 : 16
и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ;
Быт 35 : 11
И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;
Быт 41 : 40
ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
Быт 41 : 55
Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
Быт 46 : 3
Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий;
Быт 47 : 21
И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.
Быт 48 : 19
Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ.
Быт 49 : 16
Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
Исх 1 : 9
и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
Исх 1 : 20
За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.
Слово Народ найдено в следующих словарях:
Толковый словарь Даля :
НАРОД м. люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; множество людей, толпа. В которой части света больше народу? Есть ли народ на луне? Мастеровой люд, народ избалованный. Солдаты - народ опасный. Чудские племена у нас все русеют и сливаются в один, великорусский народ, а татары и жиды остаются отдельными народами. Народ русский встал за отчизну свою на общего врага (и татары и калмыки). Глас народа - глас Божий. Народи всюду груб и неотесан. На гулянье был почти только один народ. В церкви было столько народу, что одна знать занимала полцеркви. Царь думает, а народ ведает. Народи тело, царь голова. Народ согрешит - царь умолит: а царь согрешит - народ не умолит. Где народ увидит, там и Бог услышит. Ныне народ больно сметлив стал: и соврать не даст. Послушай-ка, народ, что черт-эт орет! о подущении. С этим народцем, с дворовыми, нелегко управиться. Чуваши народишка плохой, в арх. говор. о толпе, множестве скота, коней: народ. или народ такой. Народный, к народу относящийся. Народное богатство, имущество, промышленость, все, что дает довольство; - быт, жизнь и обычаи; - дух, ум, нрав, направленье; - пир, данный народу; - перепись, ревизия, именные списки всего населенья. - право, основные права народа, насупротив правительства. Иногда уптребл. вм. простонародный, а иногда вм. государственный: народный месяцеслов; народный долг. Народно нареч. людно, многолюдно; всенародно, гласно, публично, в лице народа, сходки или толпы. На гулянье народно было. Объявить о чем народно. Народность, совокупность свойств и быта, отличающих один народ от другого. Народский, народу, обществу, миру свойственный, принадлежащий. Это не наше, народское добро, вор. Народоводца, -водитель, вождь народа. Народодержавье ср. народоправленье, народовлистие, народоначалие, демократия; противопол. самодержавие, единодержавие. Народоправление, народоправство, республика. | Новгородское, псковское народоправство. Народодержавный, демократический, относящийся до народного правленья. Народонаселенье ср. народоселенье, население, число народа в данную пору. Народоначальник м. начальник или управитель, повелитель народа. -начальничий, к нему относящийся. Народопобедитель м. победивший народ. Народосчисленье, исчисленье, перепись народа, ревизия.
Словарь Брокгауза и Ефрона :

I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (→ Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово «Н.» во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. семье, но и к определ. Н. и не может освободиться от этой принадлежности, хотя он может, напр., поменять гражданство (Деян 22:28). Положение царя в Н. во многих отношениях подобно положению отца в семействе. Бог назначает Н., как и отдельному человеку, удел (тер. для проживания), определив его пределы и срок существования (Втор 32:8; Деян 17:26). Израиль стоит в центре библейского повествования, а другие Н. чаще всего упоминаются лишь постольку, поскольку они приходят в соприкосновение с евреями. Но ВЗ никогда не забывает, что Бог есть Господь всех Н. (4Цар 19:15; Пс 23:1; Пс 66:4–8; Пс 97:9; Пс 98:1), и пророки предвещают время, когда все Н. устремятся к Господу (Ис 2:2–4; Ис 2:60).

II. [еврейское гойим, греческое этнэ]:

1) оба слова, как евр., так и греч., означают нацию или Н. вообще, но в Библии они употребляются в тех случаях, когда речь идет о Н., практикующих идолопоклонство (язычниках) (4Цар 16:3; Иез 23:30), олицетворяющих собой нечестивость (Езд 6:21) и являющихся врагами истинного Бога и Его Н. (Пс 78:1,10; Иер 10:25; Плач 1:3,10; Иез 34:29; Иез 36:7,15);

2) с момента призвания Авраама Бог отделил Свой избр. Н. от других «племен земных» (Быт 12:1–3) и заключил с ним завет (Исх 19:5,6, → Союз, завет). Н. Израиля — это Н. Его откровения (Чис 14:14). Израильтяне должны осознавать свое особое положение, отличное от других Н. (Лев 18:24–30; Лев 20:23; Чис 23:9; Иез 20:32; ср. Мф 6:7,32). Этот Н. стал благословением для всех Н., когда из него произошел Мессия, Которому в конце времен будут служить все «племена земные» (Пс 71:11; Ис 2:2–4; Ис 25:6–8; Зах 14:16–19);

3) с др. стороны, в ВЗ говорится об открытости некоторых язычников Богу и Его деяниям, совершаемым над ними и через них: таковы, напр., Иофор, тесть и советчик Моисея (Исх 18); Руфь, которая, как и Рахава (→ Раав), представлена в родословии Иисуса (Мф 1:5); вдова из Сарепты (3Цар 17); Нееман, исцеленный и обращенный Елисеем (4Цар 5); ниневийцы, обратившиеся к вере в результате проповеди Ионы (Иона 3:5–10); Кир, помазанник Господа (Ис 45:1), и другие. ВЗ не только сообщает о жестоковыйности фараона, ярости Сеннахирима и упрямстве Навуходоносора, но и подготавливает к событию дня Пятидесятницы, когда Св. Дух снизошел на всякую плоть (Иоиль 2:28–32; Деян 2);

4) в НЗ говорится, что первоначально язычников разделяла пропасть. Иисус, осознавая Себя посланным только к Н. Израиля (Мф 15:24), запрещал Своим ученикам идти к язычникам (Мф 10:5). Лишь отдельные язычники исповедали веру в Господа (Мф 8:10), преодолев барьер, отделявший их от народа Божьего (Мф 15:21–28). После воскресения Иисуса Христа положение изменилось: Господь, Которому дана вся власть на небе и на земле, послал Своих учеников до края земли (Мф 28:18–20; Еф 2:11–22). Петр через Божье откровение получил задание идти в Кесарию к язычнику — сотнику Корнилию. Во время проповеди Петра язычники приняли Св. Духа, как до этого Его принимали христиане-евреи (Деян 10, Деян 11). С этого времени Церковь начинает расти и за счет обращенных язычников, прежде всего благодаря трудам Павла, апостола язычников (Деян 9:15; Деян 22:21; Деян 26:17–32; Гал 2:7), хотя объединение христиан, обращенных из иудеев и язычников, происходило не без трудностей (→ Апостольский собор). Подобно привитым к «хорошей маслине» ветвям «дикой маслины», язычники стали приносить добрые плоды. И это будет продолжаться до тех пор, пока в Церковь не «войдет полное число язычников», а от народа Израиля не отступит духовная слепота и этот народ не придет наконец к признанию своего Мессии (Рим 11:16–27; 2Кор 3:14–16). И будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).

Словарь Вихлицкого :
Сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне (Мф 6:24). До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии (Лк 2:51), но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, и не называл его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного (Мф 12:48-50, ср. Ос 1 — 2). Об этом различии и отделении (Чис 23:9; Пс 44:11) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием (Мф 10:36-39; 2Тим 3:12). (см. также земля)
Словарь Никифорова :
Народы (Быт 10:5; Втор 32:6, Деян 10:35 и др.). «От одной крови Он (Господь) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,» говорит ап. Павел Афинянам в ареопаге (Деян 17:26). О начале образования и разделения народов краткое повествование представляет нам само Свящ. Писание в своей таблице народов после потопа (Быт 10). Таблица эта составляет главный и неисчерпаемый источник для историка. По ней все народы, различающиеся между собою языками и другими признаками, возникли и образовались из семейств и поколений одного общего родоначальника. Общий родоначальник всего рода человеческого есть Адам (Быт 3:20), и так как первобытный мир истреблен был от Бога всемирным потопом, кроме Ноя и его семейства, то Ной и его дети: Сим, Хам Иафет, сделались родоначальниками всех народов (Быт 6:17-18, Быт 9:1 и др.). Они дали свои имена как тем народам, которые от них произошли, так и тем странам, где поселились происшедшие от них народы.