Евр Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх 12:12, Исх 32:1,4, 2Пар 13:9), и о царях земных (Пс 8:1), но преимущественно употребляются о Едином истинном Боге (Быт 1:1, Быт 5:22, Быт 6:9 и др.). Всемогущий (Быт 17:1, Быт 28:3, Исх 6:3). Господь (Евр Адонаи; Суд 13:8). Всевышний (Быт 14:18, Пс 7:18). В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, как-то: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так например руки означают всемогущество, очи и уши всеведение, ноги вездесущие и т.д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Троица единосущная и нераздельная (Мф 28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свойствами так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить. Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас — жить для Бога подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности значит вовсе отвергать Бытие Божие. Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как например ангелов (Пс 96:7), начальств (Исх 22:28) и т.п.
Словарь Никифорова : бог
Евр Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх 12:12, Исх 32:1,4, 2Пар 13:9), и о царях земных (Пс 8:1), но преимущественно употребляются о Едином истинном Боге (Быт 1:1, Быт 5:22, Быт 6:9 и др.). Всемогущий (Быт 17:1, Быт 28:3, Исх 6:3). Господь (Евр Адонаи; Суд 13:8). Всевышний (Быт 14:18, Пс 7:18). В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, как-то: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так например руки означают всемогущество, очи и уши всеведение, ноги вездесущие и т.д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Троица единосущная и нераздельная (Мф 28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свойствами так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить. Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас — жить для Бога подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности значит вовсе отвергать Бытие Божие. Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как например ангелов (Пс 96:7), начальств (Исх 22:28) и т.п.
Библия повествует о деяниях Божьих — прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.
I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКАА. Бог сотворил «небо и землю» (Быт 1:1) «и все, что на них» (Откр 10:6), «человека», «мужчину и женщину» (Быт 1:27). Он сотворил «мир» (Деян 17:24), «человека и животных» (Иер 27:5) и «все» устроил (Евр 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс 88:38), Он благословил животных (Быт 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, — Ноя (Быт 9:1), Ав-раама (Быт 12:2), Исаака (Быт 25:11), Иакова (Быт 35 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт 26:22; Втор 1:10). Бог дал людям пищу (Быт 1:29,30; Быт 9:3), одежду (Втор 10:18; ср. Мф 6 и след.), детей (Быт 33:5; Пс 126:3), землю (Втор 26:9), имущество (Екк 5:18) и успех (Быт 39:3,23).
Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» (Быт 24:3,7; Езд 5:11), Вседержитель (Иов 33:4; Откр 11:17) являет Свое всемогущество (Быт 28:3; Быт 48:3): «Он творит все, что хочет» (Пс 113:11), для Него «нет ничего невозможного» (Иер 32:17; Лк 1:37) — воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр 11:19), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22:32). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» (Иер 10:11), Он — живой Бог (Втор 5:26; 4Цар 19:4; Пс 41:3; Деян 14:15; 1Фес 1:9), «присносущий» (т.е. существующий вечно) (Дан 6:26; ср. Быт 21:33; Ис 40:28; Рим 14:25), и поэтому Он — «единый истинный Бог» (Ин 17:3; 1Фес 1:9; ср. 1Ин 5:20), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» (Втор 10:17; ср. Пс 85:10; Пс 94:3; Пс 95:4), «всевышний» (Пс 46:3; Ис 14:14; Деян 7:48). И «все воинство небесное» (Втор 4:19), обожествляемое язычниками (4Цар 23:5; Соф 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем 9:6; Лк 2:13,14), поскольку Он сотворил его (Быт 2:1; Пс 32:6; Ис 40:26): «Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] — имя Ему» (Иер 31:35; ср. Пс 88:6–9), «Господь всей земли» (Нав 3:11).
В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им (Ис 44 и след.; Ис 46:10,11; ср. Иов 37:5; Ис 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» (2Кор 5:17): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор 12:6), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф 1:19; Еф 3:20; 1Фес 2:13). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13; ср. Деян 19:11; Кол 1:29); «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела...» (Еф 2:10), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).
II. ПОВЕЛИТЕЛЬВ ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.
А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс 32:9; Пс 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку...» (Быт 2:16; ср. Быт 2:17). В Исх 19 есять заповедей названы «словами, которые заповедал ему [народу] Господь»; ср. Исх 34:10; Втор 4:5; Мф 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, которые Он Сам вкладывает им в уста (Иер 26:2; ср. Пс 118:15; Иер 43:1; Деян 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар 16:11; ср. 4Цар 18:25; «будешь делать все, что Я повелел тебе» (2Пар 7:17; см. Иер 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь...» (Мих 6:8; ср. Втор 10:12,13).
Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:
1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» (Чис 22:9), которая может дополняться словами «ночью» и «во сне» (Быт 20:3; Быт 31:24), часто встречается формула «И явился Бог [Господь], и сказал» (Быт 12:7; Быт 17:1; Быт 26:2; Быт 35:9; Быт 48 и др.), также с добавлением слов «ночью» (Быт 26:24; 2Пар 1:7) и «во сне» (3Цар 3:5). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» (2Цар 7:4; 2Цар 24:11; 3Цар 16:1; 3Цар 17:2; 3Цар 19 и др.), относящееся, кроме 3Цар 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иер 1:2; Иез 1:3; Ос 1:1; Иоиль 1:1; Иона 1:1; Мих 1:1; Соф 1:1; Зах 1 и др.;
2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр 1:1,2). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог...», «Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин 1:1,14; ср. 12:49,50).
В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами...» (Быт 9:9; ср. Быт 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт 17:1–14): «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой...». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» (Исх 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36:27), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил — «с нами Бог», см. Мф 1:23): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века...» (Мф 28 и след.).
III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬТаким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.
А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт 6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» (Пс 52:3), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» (Быт 6:5); Он «есть Бог ведения» (1Цар 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Пс 68:6). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» (Ис 43:24). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26:38); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44).
Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов...» (Чис 14:18), потому что Он — «Бог ревнитель» (Исх 20:5; ср. Наум 1:2) и даже — «огонь поядающий» (Втор 4:24; Евр 12:29). «Он Бог святой» (Нав 24:19; ср. Ис 6:3; Откр 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» (Ис 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с Иов 42 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс 102:9,10) и что проповедано с обетованием в Ис 53:5: «...наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» (2Кор 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и «умерщвлен» (1Пет 3:18). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исх 20:5), — Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас (Рим 8:32).
В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» (Гал 4:5): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1); «...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» (Рим 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иер 3:19); «...ибо Я — отец Израилю...» (Иер 31:9; ср. Втор 32:6; Мал 2:10; 2Кор 6:17,18). И пусть даже «...кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч 3:12; ср. Евр 12:6), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102:8; ср. Исх 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс 129:8; ср. Мф 1:21; Ин 8:36), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, — Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис 63:16).
IV. ТРИЕДИНСТВОА. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор 6:4), так и в НЗ (ср. 1Кор 8 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах — Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим 14:17,18; Рим 15:16,30; 1Кор 12:4–6; 2Кор 1:21,22; 2Кор 13:13; Еф 1:17; Еф 2:19–22; Еф 3:5–7,14–17; Тит 3:4–6; 1Пет 1:2; Евр 9:14; Ин 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в которых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, которую «не видел ... глаз, не слышало ухо» и которая «не приходила ... на сердце человеку» (1Кор 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за которыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. → молитвы как к Богу (Откр 5:8–14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин 14:1), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). → Иисус Христос.
В. Библия свидетельствует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» (Ин 4:24). Это свидетельство есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт 1 говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар 10:10; 1Цар 16:13; ср. Ис 59:21; Иез 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис 48:16). В 2Кор 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в котором живет Божий Дух, — это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1Кор 3:16,17; 1Кор 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян 5:3,4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1Пет 1:10,11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин 14:16,26) и что Он послан Христом от Отца (Ин 15:26); через Него Бог возрождает человека (Ин 3:5; Иоиль 2:28); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» (Рим 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал 5:18), в Нем — основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим 8:14).
Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидетельства по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.
Бог, Творец неба и земли и Промыслитель вселенной, в Св. Писании носит разные названия. Таковы в особенности суть: Елоаг и Елогим, Иаг и Иегова, Ел, Ельон, Шаддай, Адонай, греч. Θεός, Κύριος, ὁ ὦν, слав. Богъ, Господь, Сый, и др.
Есть один только БогВтор 6:4; 4Цар 19:15. Неем 9:6. Пс 82:18, Пс 85:10. Ис 37:16, 20. Мк 12:30, 32. Ин 17:3. Рим 3:29; 1Кор 8:4, 6. Гал 3:20. Еф 4:6; 1Тим 2:5.
Един Бог в трех лицах. Мф 28:19; 1Пет 1:2; 1Ин 5:7; 1Кор 12:3−6; 2Кор 13:13; Еф 4:4−6.
Нет иного Бога, кроме Бога Втор 4:35, Втор 4:39, Втор 32:39; 1Цар 2:2; 2Цар 7:22; 3Цар 8:60; 1Пар 17:20; Пс 17:31; Ис 43:10, Ис 44:6, Ис 44:8, Ис 45:5, Ис 45:6, Ис 45:18, Ис 45:21, Ис 46:9. Ос 13:4. Иоиль 2:27. Мк 12:32; 1Кор 8:4.
Нет никого подобного Богу Исх 8:10, Исх 9:14, Исх 15:11. Втор 3:24, Втор 33:26; 1Цар 2:2; 2Цар 7:22, 2Цар 22:32; 3Цар 8:23; 1Пар 17:20, 2Пар 6:14; Пс 70:19, Пс 76:13, Пс 85:8, Пс 88:6, Пс 88:8, Пс 112:5; Ис 40:18, Ис 40:25, Ис 46:5, Ис 46:9; Иер 10:6, Иер 10:7. Мф 19:17.
Бог существует от Себя Самого. Исх 3:14. Ис 41:4, Ис 43:10, Ис 44:6, Ис 48:12; Откр 1:17, Откр 22:13.
Един Бог и Отец всего, что над нами и во всех нас. Еф 4:6.
Св. Библия учит, что Бог есть
Дух. Быт 1:2. Пс 138:7. Ин 4:24; 2Кор 3:17.
Невидим. Исх 33:20. Иов 9:11, Иов 23:8 Иов 9:1, Ин 1:18, Ин 5:37; 1Ин 4:12; Рим 1:20; Кол 1:15; 1Тим 1:17, 1Тим 6:16. Евр 11:27.
Безпределен и непостижим. 3Цар 8:27; 2Пар 2:6; Иов 5:9, Иов 9:10, Иов 11:7−9, Иов 26:14, Иов 36:26, Иов 37:5 Иов 23:1; Пс 76:19, Пс 138:6, Пс 144:3, Пс 146:5; Еккл 11:5; Ис 40:28. Мф 11:27; Рим 11:33−35; 1Кор 2:11.
Непреложен. Исх 3:15; Чис 23:19; 1Цар 15:29; Иов 23:13; Пс 32:4 Пс 11:1, Пс 101:26 Пс 27:1, Пс 118:89 Пс 90:1 Пс 138:1; Мал 3:6; Лк 21:33; Иак 1:17; Евр 6:17, Евр 6:18.
Вечен. Быт 21:33. Исх 3:15. Втор 6:4, Втор 33:27; Пс 9:7, Пс 89:2, Пс 92:2, Пс 101:12, Пс 101:27, Пс 145:10; Ис 40:28, Ис 41:4, Ис 42:8, Ис 48:12; Иер 10:10; Плач 5:19; Дан 4:34, Дан 6:26; Авв 1:12, Авв 3:6; 2Пет 3:8; Рим 16:26; 1Тим 1:17; Откр 1:4, Откр 1:8, Откр 4:8−10, Откр 11:17.
Безпределен и вездесущ. 3Цар 8:27; 2Пар 2:6, 2Пар 16:9; Иов 28:24, Иов 34:21 Иов 22:1; Пс 32:13, Пс 138:7−10; Притч 15:3; Иер 23:23 Иер 24:1, Иер 32:19; Ам 9:2, Ам 9:3; Зах 9:1; Деян 17:27; Евр 4:13.
Всеведущ. Исх 3:19; Втор 31:16; 1Цар 2:3; 3Цар 8:39; Иов 21:22, Иов 28:24, Иов 31:4, Иов 34:21, Иов 37:16; Пс 10:4, Пс 32:13−15, Пс 93:9, Пс 138:1−6, Пс 138:12; Притч 5:21, Притч 15:3; Ис 40:13 Ис 14:1; Иер 32:19; Иез 11:5; Дан 2:22; Мф 6:4; Мк 13:32; Деян 15:1; Рим 11:34; Евр 4:13.
Разумен и премудр. 1Цар 2:3; Иов 9:4, Иов 12:13, Иов 37:16; Пс 103:24, Пс 138:6, Пс 146:5; Притч 3:19; Иер 10:12, Иер 32:19; Рим 16:27; 1Тим 1:17; Иуд 1:1 Иуд 1:1.
Велик. Исх 18:11; Втор 10:17, Втор 32:1; 2Цар 7:22; 1Пар 16:25; 2Пар 2:5; Пс 46:2, Пс 47:1, Пс 76:13, Пс 85:10, Пс 91:8, Пс 94:3, Пс 98:2, Пс 103:1, Пс 134:5, Пс 144:3, Пс 146:5. Ис 12:6, Ис 40:15; Иер 10:6, Иер 32:18; Дан 9:4; Мал 1:14.
Всемогущ. Быт 17:1, Быт 35:11; Исх 6:3; Втор 10:17; 2Пар 20:6; Неем 9:32; Иов 37:23; Пс 23:8, Пс 146:5; Ис 40:26; Иер 32:17, 27; Наум 1:3; Мф 19:26; Мк 10:27; Лк 1:37; Рим 16:20; Откр 19:6.
Свят. Исх 15:11; Лев 19:2, Лев 20:26; 1Цар 2:2, 1Цар 6:20; Пс 98:9; Ис 57:15; Ин 17:11; 1Пет 1:16; Откр 15:4.
Праведен. Исх 34:7; Втор 32:4; Пс 10:7, Пс 88:14, Пс 96:2, Пс 115:5, Пс 118:137, Пс 145:21.
Терпелив и медлен на гнев. Исх 34:6. Чис 14:18. Неем 9:17. Пс 85:15, Пс 102:8, Пс 144:8. Иоиль 2:13. Иона 4:2. Наум 1:3.
Благ. Исх 33:19. Пс 24:8, Пс 32:5, Пс 85:5, Пс 99:5, Пс 118:68, Пс 144:9; Наум 1:7. Мк 10:18. Лк 6:35.
Полн любви. Иер 31:3. Ин 3:16; 1Ин 4:8, 16; Рим 5:8; 2Кор 13:11.
Милосерд. Исх 22:27, Исх 34:6. Чис 14:18. Пс 85:15, Пс 102:8, Пс 110:4, Пс 144:8. Иер 3:12, Иер 9:24. Иоиль 2:13; Иона 4:2. Мих 7:18. Иак 5:11; 2Кор 1:3.
Полон щедрот. 2Цар 24:14. Неем 9:17. Пс 77:38, Пс 85:15, Пс 102:13, Пс 115:5, Пс 144:9. Плач 3:32. Дан 9:18. Иона 4:2. Иак 5:11.
Истинен. Втор 32:4. Пс 31:5, Пс 56:10, Пс 107:4; Ис 65:16; Иер 10:10; Ин 7:28, Ин 17:3; 1Ин 5:20; 1Фес 1:9.
Верен. Чис 23:19; Втор 7:9; 1Цар 15:29; Пс 35:5, Пс 49:7, Пс 88:8; 1Кор 1:9, 1Кор 10:13; 1Фес 5:24.
Прав и праведен. Втор 32:4. Пс 24:8, Пс 91:15, Пс 144:17. Дан 4:37.
Вышний или всевышний. Исх 33:19. Чис 24:16. Иов 33:13. Пс 20:7, Пс 46:2, Пс 55:2, Пс 56:2, Пс 82:18, Пс 91:1, Пс 114:3, Пс 134:6. Притч 16:4. Ис 57:15. Дан 4:25, Дан 4:35. Лк 6:35, Лк 10:21. Деян 7:48. Рим 9:15. Еф 1:9−11. Флп 2:13.
Ревнитель. Исх 20:5, Исх 34:14. Втор 4:24, Втор 5:9, Втор 6:15; Нав 24:19; Наум 1:2.
Полн величия. Втор 33:26; 1Пар 29:11; Иов 37:22; Пс 8:1, Пс 103:1, Пс 144:5, Пс 147:13, Пс 149:2; Ис 2:10; Евр 1:3; Откр 15:8.
Исполнен славы. Исх 16:10. Лев 9:23. Чис 14:10, 21. Втор 28:58; 1Пар 29:11; Пс 18:1, Пс 137:5. Деян 7:2. Рим 1:23; 1Тим 2:13. Евр 8:1.
Наполняющий небеса и землю. 3Цар 8:27; 2Пар 2:6, 2Пар 6:18. Иер 23:24.
Безсмертен. Пс 101:26, Пс 101:27; 1Тим 1:17, 1Тим 6:16. Евр 1:11, Евр 1:12.
Совершен. Мф 5:48.
Нетленен. Рим 1:23.
Свет. 2Цар 22:29; Пс 103:2; Ис 60:19; Авв 3:4; Иак 1:17; 1Ин 1:5; 1Тим 6:16.
Любовь. 1Ин 4:8, 16.
Огонь пожирающий. Исх 3:2, Исх 19:18, Втор 4:24, Втор 9:3; 2Цар 22:9, 2Цар 22:13; Пс 96:3; Ис 33:14; Иез 1:27. Деян 7:30. Евр 12:62.
В 3 в. до РХ в обиход вошло имя Бога Адонаи (что также значит Господь, Владыка — от слова дан, судья), которое евреи употребляли вместо имени Иегова при чтении священных текстов.
Кроме указанных имен в еврейском тексте Священного Писания встречаются еще следующие два имени Бога: Елион (означающее Всевышний, как например, в таких словах: ...поднимаю руку мою к Господу Богу (Елион)..., Быт 14:22) и Шаддаи (означающее Всемогущий, например: ...явился... с именем Шаддаи, Исх 6:3). Пс 90:1 в оригинале выглядит так: Живущий под кровом Всевышнего (Елион), под сению Всемогущего (Шаддаи) покоится. Говорит Господу (Иегове): ...Бог (Элоим) мой...
Кроме этих имен Божиих Библия приводит также следующие определения или характеристики Божии (которые иногда называются именами):
• дух (Ин 4:24),
• мститель (Наум 1:2),
• огонь поядающий (Втор 4:24; Ис 33:14; Евр 12:29),
• ревнитель (Исх 34:14; Втор 6:15; Наум 1:2),
• Саваоф,
• свет (1Ин 1:5),
• страх Исаака (Быт 31:42, Быт 31:53),
• Судия (Иов 23:7),
• Творец (Иов 4:17; Пс 94:6; Рим 1:25),
• Утешитель (Ис 51:12).
В Новом Завете Бог является в Сыне Своем Иисусе Христе (Ин 1:18). (см. также Адонаи, Господь, Иегова, имя, Сын Божий).
Примечание: Еврейское слово Иегова, вероятно, особенная форма будущего времени от глагола хавах, т.е. быть «иехвех», т.е. «Он существует» — так Бог называет себя в Исх 3:14: «Я есмь Сущий», или просто «Я есмь», или также (будущ. хифиль) «иахвех», т.е. «Он дает существование», следовательно, — дающий жизнь. Неизвестно, как понимали евреи это слово: происходящим от иехвех, или от иахвех, так как они считали это имя настолько святым, что никогда не произносили его. Везде в еврейской Библии, где встречается это таинственное слово (Ихвх) евреи читают Адонаи (Господь). Но если в еврейском тексте Библии написано Адонаи JHVH, то они читают Адонаи Элохим (Господь Бог), напр., в Ис 50:4 и далее. Слово JHVH в раввинских сочинениях называется «имя», «четырехбуквенное имя», «особенное имя» и т.д. Такое почитание этого имени происходило от неправильного понимания Лев 24:16, согласно которому верили, что одно только произношение этого имени Бога было преступлением, заслуживающим смерти.
Слова Эль и Элохим (могущественный или достойный почитания), обозначавшие Божественную сущность, употребляются чаще, чем слово Иегова, обозначающее Бога завета. Имя Иегова никогда и никому не приписывается кроме одного Бога. Слова же Эль и Элохим применяются также духам и даже ложным богам, лицам, имеющим дарованную Богом власть. «Вижу как бы Бога (Элохим) выходящего из земли», сказала волшебница в Аэндоре Саулу (1Цар 28:13). Слово «ангелами» в Пс 8:6 по-еврейски выражено словом «Элохим». (Срав. Пс 81:1, Пс 81:6, Пс 96:7). В Исх 4:16 сказано, что Моисей будет вместо Бога для Аарона, и в Исх 7:1 «Господь сказал Моисею: смотри Я поставил тебя богом фараону». В Исх 21:6, Исх 22:8 «пред богов или «пред судей», т.е. власть имущих. В Иез 31:11 Навуходоносор назван «властителем (евр. Эль) народов».
Наконец, надо отметить еврейские выражения, где слово Бог употребляется в соединении с различными предметами, чтобы отметить их особенное величие или «божественность». Так, например, ужас в 1Цар 14:15 называется «ужас великий от Господа». В Пс 35:7 мы встречаем «горы Божий», т.е. самые высокие горы, а Пс 79:11 «кедры Божий», т.е. высокие кедры. У Иона 3:3 говорится о Ниневии городе великом у Бога»; про Нимрода сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом» (Быт 10:9).
В Новом Завете также остался след такого рода выражений; так, напр., в Деян 7:20 про Моисея «он был прекрасен перед Богом», т.е. что он был чрезвычайно красив.
Словом Элохим называются также иногда языческие боги и богини, напр., в 3Цар 11:33. Когда же это слово обозначает истинного Бога, то к ему присоединяется определенный артикль «ха», ха-елохим, со сказуемым в единственном числе; множественное же число имени Бога показывает полноту существа, или многообразие силы, троичность лиц, а употребляемое с глаголом в единственном числе обозначает единство существа. Так в Быт 1:1 говорится, что Элохим (мн. ч.) сотворил (един, ч.) и т.д. В виде исключения, слово Элохим (Бог) встречается с глаголом во множественном числе во 2Цар 7:23.